Есть ли способ заставить ребенка хорошо учиться? Об этом мы побеседовали с детским психологом Татьяной НОЧКИНОЙ.
|
- Многие родители платят школьнику за отличные оценки...
- Метод не всегда работает. Ребенок может пообещать учиться на отлично и даже продержится на энтузиазме, к примеру, неделю. Но потом интерес падает, и ребенок начинает думать, как бы схитрить и получить награду, не напрягаясь. Например, списать... Получается, что родители сами подталкивают детей к таким некрасивым методам.
- Но ведь детям вроде как положены карманные деньги... Есть шанс заработать их учебой! А получил тройку или двойку - штраф!
- Карманные деньги для того и выдаются, чтобы ребенок учился планировать свой бюджет, мог потерпеть и отложить какие-то мелкие траты ради крупной покупки. Единственный случай, когда нужно лишать ребенка выплат, - это если он испортил чужую вещь. Например, сломал куклу или разбил окно. В таком случае ему придется залезть в свою копилку и компенсировать ущерб. Если же эта сумма слишком высока, родитель может выдать ребенку "кредит" в счет будущих выплат.
- А если наказывать нерадивого школьника, лишая его развлечений? Не пустить, например, на футбол или в аквапарк...
- Совместные мероприятия с родителями - и без того редкое событие. И отворачиваться от ребенка в момент неудач - самое последнее дело. Вместо того чтобы наказывать его, нужно поддержать ребенка и помочь ему наверстать пропущенное.
- И как помогать? Как вызвать интерес к учебе?
- Разговаривать со школьником, хвалить за успехи... Если ребенок просел сразу по всем предметам, стоит сосредоточиться на двух-трех и попытаться ими заинтересовать. В интернете много видеороликов и других материалов, где даже сложные темы преподносятся в увлекательной форме.
Если причина плохих отметок в том, что чадо вместо домашних заданий просиживает штаны в интернете, пора подключать контроль. Есть несколько программ, которые довольно легко установить на компьютер и смартфон. Но делать это надо без скандалов и истерик, по-деловому. Подростку лет 12 - 15 можно прямо объяснить, что по закону он должен получить образование. И следить за тем, чтобы он нормально учился, - обязанность родителя. Можно так и сказать: пока не вылезешь из двоек, будешь сидеть за компьютером не больше часа в день. Как только учеба наладится, время увеличим.
- А что делать родителям, которые уже платят детям за оценки?
- Во-первых, перестать это делать и выдавать ребенку фиксированную сумму на карманные расходы. Например, раз в неделю. Во-вторых, поощрять за успехи в учебе и дополнительную помощь по дому иначе. Можно предложить сходить вместе на концерт любимой группы или на матч, отправиться в поездку в интересующее его место. Словом, подменить вредное поощрение более полезным - совместным интересным досугом.
В-третьих, надо развивать внутреннюю мотивацию. И разговаривать с ребенком - не один раз, а постоянно. Не капать на мозги: "Ты должен учиться на отлично", а объяснять: если ты будешь хорошо учиться, тебе будет проще найти интересную профессию и хорошо оплачиваемую работу. А это позволит реализовывать в будущем свои желания.
В-четвертых, надо попробовать заинтересовать ребенка разными предметами - для этого есть обучающие и документальные фильмы, музеи, кружки и секции, онлайн-курсы. Постараться пробудить внутреннюю мотивацию - когда человек изучает и делает что-то сам, потому что ему интересно.
- Карманные деньги не должны быть средством поощрения или наказания, это формирует нездоровое отношение к деньгам, - считает Евгения Блискавка, автор учебника по финансовой грамотности для детей. - Не надо лишать детей карманных денег из-за плохих оценок: ребенок может вообще забросить учебу. А вот за что можно платить, это за дополнительную работу. Не за ежедневное мытье посуды, а за что-то сверх повседневных обязанностей. Например, за выполнение домашних заданий с младшим братом или сестрой...
Сумма, которая выделяется детям на карманные расходы, должна быть фиксированной. Лучше выдавать меньше денег, но регулярно.
- Зацикливаться на оценках не стоит и самим родителям, - напоминает Татьяна Ночкина. - Ведь отметки ничего не говорят о ребенке как о человеке. Не надо пугать, как многие делают: "Не учишься - в дворники пойдешь". Во-первых, это не так. Во-вторых, двоечник не значит плохой, а отличник не значит хороший. Это говорит лишь о том, подготовился человек или нет, обладает он какими-то знаниями или нет. Родители часто путают эти понятия, и ребенок чувствует себя униженным. Думает: раз уж я все равно двоечник и плохой, то можно вести себя как угодно.
Проблемы возникают и у отличников, если их мамы и папы зациклены на отметках. У них обратная ситуация: такие дети часто считают себя лучше других.
А вот мы в семье своим детям (им 11 и 15 лет) за оценки платим. За каждую "отлично" по итогам триместра - небольшую, но для ребенка приятную сумму. И дальше платить будем. Потому что:
Некоторые скептически переспрашивают: "А в универе тоже ради денег учиться будут? И к ВНО готовиться?" Да, конечно, ради денег! А ради чего еще мы с вами, взрослые люди, учились и работаем?
Понятно, что желательно получать деньги на любимой работе. Но на нелюбимой много и не заработаешь.
Так-то.
|
В 2007 году мэр Нью-Йорка запустил специальную программу Family Rewards по поддержке социально-неблагополучных семей. В рамках программы школьники из неблагополучных районов вроде Гарлема и Бруклина могли получить от государства $500 за сдачу экзамена SAT (аналог нашего ВНО) на 75 баллов из 100 или $400 - за 65 - 74 балла.
Четвероклассникам полагалось по $25 за отличные отметки за контрольные. Для семиклассников выплаты были выше: по $50 за каждый тест на "A" - двенадцать, по-нашему. Кроме того, ученики получали премии за годовые оценки: по $10 за каждую тройку, $20 - за четверку и $30 - за пятерку.
Вся программа обошлась городу в $53 миллиона, включая выплаты неблагополучным семьям за участие в работе школы, оформление медицинских страховок и т. д. Каждая семья в итоге получала от города примерно $2 тысячи за каждый год участия в программе.
Эту систему подхватили и в других штатах - например, в Массачусетсе и Далласе. Однако, когда в 2016-м подвели итоги, выяснилось: дети, которым платили за учебу, не стали лучше учиться. А выпускники не стали лучше сдавать вступительные экзамены или активнее готовиться к поступлению в вуз. Эксперты не сумели разобраться, с чем связан провал, и просто признали программу неудавшейся.