Несмотря на то, что Всемирная паутина затягивает в свои сети все больше народу и сегодня для многих является основным источником информации, интерес к книгам все еще держится на приличном уровне. Аналитики компании Picodi выяснили, где, когда и зачем украинцы покупают книги, а также какие литературные жанры пользуются у читателей особой популярностью.
Наибольший интерес к книгам авторы исследования зафиксировали в ноябре (14% годовых продаж) и тут же связали его с "черной пятницей". Аналитики уточняют, что непосредственно в самый главный день для всех шопоголиков книги не пользуются особой популярностью – покупатели больше озабочены поиском других вещей. Однако скидки делают свое дело, особенно учитывая, что четверо из 10 украинцев считают книжную продукцию непомерно дорогой, так что спрос в ноябре оказывается гораздо выше среднестатистического.
Также хорошо покупают книги в декабре и январе (11-13%), а минимальные интерес отмечается в августе (4%) и сентябре (5%).
Впрочем, частота покупок вовсе не говорит о частоте чтения, ведь покупают печатную продукцию всего 32% опрошенных. Еще примерно столько же (30%) берут что-то почитать у друзей и знакомых, а 14% утверждают, что пользуются услугами библиотеки.
В целом 68% украинских мужчин и 80% украинских женщин подтвердили, что за последний год купили хотя бы одну книгу. Именно эти люди участвовали в дальнейшем опросе.
Несмотря на растущую популярность аудиокниг в мире, среди украинцев поклонников такого способа "чтения" немного. Однако те, кто попробовали слушать, а не читать, теперь не могут оторваться. Ведь аудиокнигу можно слушать в дороге и во время пешей прогулки, можно "читать" и в это же время ходить по магазинам, готовить обед, заниматься уборкой или рисовать.
Но, возможно, все дело как раз в том, что украинцы любят сосредоточиться на прочитанном, поэтому выбирают они чаще между бумажной и электронной версиями.
Электронные книги удобнее с практической точки зрения: обходятся они в конечном итоге дешевле, страницы при чтении не закрываются, вес и объем небольшой, можно выбрать размер шрифта, делать заметки, хорошо брать с собой в дорогу. И если книга по каким-то причинам "не пошла", можно переключиться на другую, под рукой всегда целая библиотека!
Бумажные книги остаются крайне важными для кинестетиков – людей, воспринимающих информацию через обоняние, осязание и другие ощущения. Запах типографской краски, шелест страниц и особой ощущение праздника, когда берешь новую книжку в руки, электронная не подарит. В бумажном виде хороши детские, иллюстрированные и подарочные издания, альбомы, атласы, справочники – словом, книги, в которых оформление и визуальное наполнение важнее текста.
Наибольшим интересом в Украине все еще пользуются печатные книги, при этом у 36% опрошенных был опыт покупки в интернет-магазинах, а у 64% - в обычных. Некоторой популярностью пользуются мобильные приложения по типу онлайн-библиотек, с помощью которых не нужно покупать каждую книгу отдельно. Ежемесячная подписка предоставляет возможность читать не только уже известные классические произведения, но и постоянно издаваемые новинки - за такой формат чтения высказалось 7% респондентов.
Многие отметили, что периодически ищут электронные тексты в свободном доступе, однако не уточнили, насколько легальны эти источники.
Чаще всего украинцы покупают книги по совету знакомых (64%) или в связи с собственным непреодолимым желанием что-нибудь почитать (49%). Также немалое значение для потенциального читателя имеют результаты литературных премий (19%) и экранизации произведений (17%). Большую роль играют и маркетинговые уловки, среди которых обзоры блогеров (20%) или скидки в магазинах (24%).
Основной причиной покупки большинство назвали любовь к чтению (77%). 7% покупают книги на подарки, 11% - для работы или учебы, а 5% с помощью книжного шоппинга борются со стрессом.
Здесь психологи единодушны: стоит. Тратить деньги на книги не имеет смысла только в одном случае – если вы не читаете никогда.
При этом, говорят специалисты, переполненная непрочитанным библиотека говорит вовсе не о лени или невежестве хозяина, а о его готовности впитывать знания. Дело в том, что постоянное напоминание в виде непрочитанных книг об огромном количестве вещей, которых человек не знает, подталкивает его к желанию больше учиться.
Кроме того, имея вокруг себя больше книг, чем он может прочитать, человек всегда имеет под рукой источники идей и вдохновения.
Интересно, что для обозначения процесса накопления материалов для чтения без самого чтения, японцы даже слово специальное придумали – цундоку.
А ученый Эдвард Ньютон по этому поводу сказал: "Даже когда нет возможности читать, наличие приобретенных книг вызывает такой экстаз, что приобретение большего количества книг, чем можно прочитать, - это что-то не меньшее, чем душа, стремящаяся к бесконечности. Мы бережем книги, даже если они непрочитанные, само их присутствие излучает комфорт, которым они нивелируют любые сомнения".
Современные дети читают до обидного мало, и современные родители не устают на это жаловаться. А соцсети полны "криков души": "Как усадить ребенка за книгу?! Он же совсем ничего не читает!".
Совет здесь очень прост: хотите, чтобы ребенок читал – читайте сами. Лучшего стимула, чем пример собственных родителей, пока никто не придумал.
Составляйте с ребенком списки книг, которые он хотел бы прочитать, и посоревнуйтесь, кто из вас за год прочитает больше (каждый – по своему списку, разумеется). Любые соревнования очень мотивируют детей – доказано практикой!