21 ноября
Загрузить еще

После столкновения "Анов" Терский смог посадить самолет и спасти экипаж

После столкновения

На 87-м году жизни ушел из жизни заслуженный летчик-испытатель, человек-история - Владимир Иванович Терский. 

Удивительно, но о человеке, у которого на счету не один поднятый в небо уникальный самолет, в интернете совсем скудная информация. В основном регалии и перечень заслуг. А каким он был - испытатель легендарных "Анов"?

Чтобы ответить на этот вопрос, "КП" в Украине" отправилась в ГП "Антонов".

Ему доверял Олег Антонов 

- Я пришел на фирму весной 1975 года, - рассказывает Михаил Харченко, директор авиатранспортного подразделения (АТП) ГП "Антонов". - Судьба свела меня с Владимиром Терским на испытаниях самолета Ан-28 с турбовинтовым двигателем ТВД-10Б. Это был любимейший самолет Олега Антонова. Много ему внимания уделял. На территории КБ стоит памятник, где Олег Константинович сидит с чертежами в руках именно этого самолета. 

За всю летную карьеру Терский поднял и испытал много самолетов, но бесспорной звездой его карьеры стал непревзойденный Ан-124 "Руслан". 

Вопрос о том, кто поднимет в воздух эту машину, был настолько ответственным, что решали его на государственном уровне. Обсуждение вынесли на коллегию Министерства авиационной промышленности страны, куда входил и Олег Антонов. Уровень комиссии, по оценке командира первого экипажа "Руслана", можно сравнить с выбором космонавтов. На карте стояла репутация не только КБ, но, пожалуй, и всей страны в области превосходства над Западом в тяжелом самолетостроении.  

- Я присутствовал на заседании и помню, как выслушивали доводы генерального конструктора о том, кто именно должен поднять в небо Ан-124, - продолжает наш собеседник. - Тогда такой же звездой среди летчиков-испытателей, как и Терский, был Юрий Владимирович Курлин (командир экипажа Ан-22 "Антей". Первого и до сих пор самого большого турбовинтового широкофюзеляжного самолета в мире), и задавался вопрос: почему Антонов настаивает именно на кандидатуре Терского? Почему не тот же Курлин? Олег Константинович берет слово и говорит: это выдающийся летчик, который за всю свою историю вышел несколько раз из таких катастрофических ситуаций, которые характеризуют его как человека с холодной выдержкой, не подверженного панике и сохраняющего самообладание.

Выкатился на "Руслане" за взлетку 

Коллеги и ученики Владимира Ивановича рассказывают, что на земле он был весьма тихим и даже флегматичным человеком, но стоило ему подняться в небо - моментально превращался в хладнокровный автомат, просчитывающий возможные события и ходы. И даже его эксперименты, казалось бы, неудачные на первый взгляд, в дальнейшем оказывались судьбоносными. Об одном таком эпизоде рассказал командир летного отряда ГП "Антонов" и ученик Терского Сергей Тарасюк.

- Все гениальное - просто. Поэтому, если есть что-то сложное в управленческой задаче самолета, - жди сюрпризов. У "Руслана" стоит система реверса - торможение при посадке. К сожалению, на начальном этапе эксплуатации были выявлены ее недостатки. В один из полетов Владимир Иванович взял меня командиром, а сам был инструктором. Декабрь, погода плохая. Мы сели, но вместо торможения после посадки, при выключении реверса, двигатели вышли на прямую тягу... да на скользкой полосе... В итоге самолет выкатился за пределы взлетки. Слава Богу, все обошлось. Самолет привели в порядок и запустили в работу. А вот другому экипажу не повезло... Случай с реверсом повторился в Турине, и все закончилось катастрофой. 

Потом конструкторы доработали систему, и таких проблем больше не было.  

Первый полет "Руслана" произошел 24 декабря 1982 года.

Столкновение в воздухе 

Жизнь летчика-испытателя полна тревог и побед. И что может случиться с асом, который привык жить на запредельных режимах, а опыт и знания служат стопроцентной гарантией успеха?  Однако... 

10 февраля 1995 года новый самолет Ан-70 поднялся в воздух. В свой 4-й испытательный полет. Традиционно его вело сопровождение - Ан-72 с экипажем из трех человек. Полет проходил днем, но в плохих метеоусловиях по прямоугольному большому маршруту. Около 16.00 самолеты находились на высоте в 3200 метров в Бородянском районе Киевской области. В какой-то момент между ними пропал визуальный контакт. Произошло столкновение. 

Ан-72 получил удар в фюзеляж, затем в обтекатель шасси и внутренний правый закрылок, который в итоге оторвался. Задняя правая опора шасси повредилась, а разрушение отсека аккумулятора вызвало отказ электрической системы постоянного тока. Владимир Терский, который и был за штурвалом Ан-72, смог сохранить управление и провести вынужденную посадку на аэродроме в Гостомеле. К сожалению, Ан-70 потерял горизонтальный левый стабилизатор и часть киля. В неуправляемом снижении "семидесятка" упала в лес. Все 7 человек экипажа на борту погибли. Это был черный день "Антоновской" фирмы...

Следственная комиссия возложила вину за случившееся на двух командиров. Но один из них погиб. А Владимир Терский не согласился с выводами комиссии, как, собственно, и его коллеги по "Антонову". 

- Если бы за штурвалом Ан-72 сидел не Терский, у нас сейчас было бы два разбитых самолета. Владимир Иванович смог посадить поврежденный самолет и спасти свой экипаж, - говорит Михаил Харченко, директор АТП ГП "Антонов". - С этой психологической травмой Терский жил до последнего дня своей жизни. Больше двадцати лет... Человек совестный, ответственный, а вся вина легла на его плечи. С таким грузом он и покинул "Антонов". Последний раз Владимир Иванович поднялся в воздух уже в качестве почетного пассажира "Руслана" на мероприятиях по случаю 35-летия с первого полета самолета в 2017 году.

В тему

Не рассказывал о своих подвигах

На пенсии Терский занимался садом и огородом. Сын агронома, он прекрасно разбирался в сельском хозяйстве и очень любил свой сад. Консультировал соседей, как правильно ухаживать за растениями. Утром 24 марта Владимир Иванович отправился на участок - уж очень затосковал по нему за зиму. Навел порядок, расчистил грядки, а через какое-то время плохо почувствовал себя. 

Легендарный летчик-испытатель навсегда покинул землю и ушел в свой последний полет.

На поминках друзья и коллеги тепло и с любовью вспоминали Владимира Ивановича, рассказывали о совместной летной работе. В этот день для жены Терского, Нины Андреевны, некоторые истории о муже стали открытием. 

- В одном из испытательных полетов самолет вышел на опасный режим. Владимир Иванович как командир принял правильное решение, которое спасло экипаж и машину, но фюзеляж самолета был поврежден, - рассказывает Алексей Круц, летчик-испытатель, начальник центра подготовки летного состава ГП "Антонов". 

В тот день Владимир Терский вернулся домой как ни в чем не бывало, покрутился по дому и сказал жене, что идет в гараж. Неожиданно позвонили в дверь...

- Нина Андреевна открывает, а на пороге коллеги-летчики и генеральный конструктор Петр Балабуев (руководитель фирмы "Антонов") и спрашивают, где, мол, Владимир Иванович. Терская растерялась и встревожилась. Что мог означать вечерний визит таких гостей? Что случилось? Из их разговоров Нина Андреевна поняла, что в тот день ее супруг совершил настоящий подвиг - и самолет уцелел, и экипаж жив. Собственно, генеральный и пришел к ним, чтобы поблагодарить Терского. Вот так случайно жена узнала подробности происшествия. Владимир Иванович не считал нужным волновать близких рассказами о своей работе, своих победах и достижениях. Таким он был и таким он остался в нашей памяти, - рассказывает Алексей Круц.

Проститься с человеком-легендой пришло много людей - около 200 человек. Для каждого Владимир Иванович был знаковой фигурой. По традициям "Антонова", последние почести летчику отдал и самолет фирмы - Ан-26. Он пролетел над могилой и в последний раз помахал летчику крылом.

Новости по теме: История