Примерно четвертая часть родителей никогда не читает своим маленьким детям книги на сон грядущий! Еще четверть мам и пап делают это всего один - два раза в неделю. Эти данные американского национального исследования настолько поразили Джессику Логан, специалиста по когнитивному развитию детей, доцента Университета штата Огайо, что она решила выяснить, как это влияет на способности малышей.
Джессика и ее коллеги обратились к сотрудникам городской библиотеки, которые составили список из 100 наиболее распространенных книг для детей. Ученые подсчитали, что книги с картинками содержат в среднем 228 разных слов, а словарь книжек-картонок для самых маленьких составляет около 140 слов. Дальше подсчитали, сколько слов дети услышат к моменту, когда им исполнится 5 лет. При этом эксперты предположили, что родители, которые заявили, что не дружат с книгами, на самом деле все же читали своим чадам 1 книгу раз в 2 месяца.
В итоге получилась следующая статистика:
Откуда взялась такая цифра? Ведь, например, словарь Пушкина составлял примерно 21 тысячу слов. Конечно же, ученые имели в виду не объем словарного запаса, а общее количество слов, которые дети воспринимали на слух к определенному возрасту. Большинство слов в этом массиве повторяются. Но повторение, как известно, мать учения.
По мнению исследователей, разрыв более чем в 1 миллион слов имеет ключевое значение для объяснения огромной разницы, которая к 5 годам обнаруживается между детьми, выросшими в богатой языковой среде, и ребятами из неблагополучных и нечитающих семей.
- Повседневное общение с ребенком не способно компенсировать недостаток чтения, - убеждена Джессика Логан. - Слова из книжек более разнообразные, чем бытовая лексика. Например, из рассказа о приключениях пингвинов в Антарктиде ребенок может услышать и про Антарктиду, и про пингвина, и про горизонт - слова, которые, скорее всего, не услышит в обычной жизни. Кроме того, родители часто обсуждают книги с детьми и отвечают на вопросы о прочитанном. И такие беседы позволяют значительно расширить активный словарный запас малышей. "Наслушанные" дети более успешны в развитии, они лучше подготовлены к тому, чтобы освоить слова в напечатанном виде, когда сами учатся читать. Так возникает фора, которую ребятам из неблагополучных семей потом сложно отыграть.
Дети интуитивно чувствуют негатив в тексте, если даже там вырезаны отрывки об аде, смерти и безнадежности жизни.