Отменить книги жалоб и предложений Министерство экономического развития предлагало еще в сентябре. Их члены Кабинета министров назвали морально устаревшими, перечислив недостатки: лишние затраты на ведение и плохая обратная связь. Правительство признало, что далеко не все предприниматели заглядывают туда, и записи клиентов остаются без ответов. В то же время отмена книги жалоб не означает, что предприниматели, особенно в сельской местности, не могут ее вести.
- Любой бизнесмен, который хочет продолжать вести книгу жалоб или считает, что это нужно, например в сельских районах, может это делать, но мы отменяем обязательность ее ведения, - объяснил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.
О том, что эффективность книг жалоб была довольно низкой, говорят и эксперты розничной торговли.
- Книга жалоб - это было звено связи, особенно в больших сетях, между покупателем и руководством, - рассказала эксперт по супермаркетам и покупкам Наталья Кудряшова. - Ведь руководству важно было понимать, что на самом деле происходит в магазине.
При этом, по ее словам, сотрудники магазинов часто заводили сразу несколько книг жалоб - одну для клиентов, а вторую для начальства.
- Заводили одну книгу, которая прошита по правилам, с нумерацией страниц, скреплена печатью, зарегистрирована во всех нужных органах, - говорит эксперт. - И была точно такая же, ее даже могли прошить, проштамповать той же печатью, это не проблема. Но это дубликат, ее давали только для негативных отзывов. И получается, что позитивные отзывы оказывались в одной книге, которую читает руководство, а негативные - в другой.
Теперь, когда книги жалоб в магазине или ресторане уже может и не быть, простым гражданам предлагают использовать современные средства коммуникации - телефон или интернет. Основной орган, который защищает потребителя, называется Госпотребслужба. Именно туда и предлагают жаловаться на нерадивых продавцов.
Например, в столице жалобу можно подать на сайте www.kiev.dpss.gov.ua или по телефону 486-95-85.
- Можно зайти на сайт Госпотребслужбы, оставить там свой отзыв или позвонить на горячую линию. - поясняет Наталья Кудряшова. - Это будет зарегистрировано как ваше официальное обращение. Нет разницы - позвонить по телефону, написать отзыв на сайте или вы лично придете, все регистрируется одинаково.
По ее словам, если Госпотребслужба получает каждый день несколько жалоб на магазин, например, что там обвешивают, продают некачественное товар, то больше вероятность того, что они пойдут туда с проверкой.
Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, Телеграме и YouTube.