В прошлую пятницу коллега написал "Книжную полку" о любовных романах, созданных мужской рукой. По его мнению, мужской любовный роман лишен "соплей в сахаре" и излишних сантиментов. Лишь по-настоящему искренние и глубокие чувства. Ок. Действительно, среди упомянутых книг есть настоящие шедевры. Но давайте, оттолкнувшись от них, посмотрим, чего же мужчины ждут от любви. (Осторожно, спойлеры.)
В отличие от привычного "женского романа", где влюбленные уходят рука об руку в закат, чтобы никогда не расставаться, или создают новую ячейку общества, мужская любовь должна носить оттенок трагизма.
Возьмем "Три товарища" - устами героев романа Ремарк пытается донести до нас мысль: любовь - единственное стоящее на этом свете, "все остальное дерьмо". И действительно, главный герой Роберт Локамп борется за любимую Патрицию. Но в конце концов девушка умирает у него на руках.
Не меньшей безысходностью "светлого чувства" веет и от "Триумфальной арки". Сначала главный герой Равик боится привязываться к Жоан, которая окунулась в любовь с головой. Но чем дальше, тем он сильнее влюблялся. Ремарку мастерски удалось передать душевные муки героя, когда он узнает о многочисленных изменах любимой. И все же, несмотря на все усилия, не может с ней порвать. Писатель решает проблему радикально: в Жоан стреляет один из любовников. Девушка умирает на руках у Равика.
Ладно, это Ремарк, юность которого изломала война, а взрослую жизнь - зависимость от Марлен Дитрих и других многочисленных женщин.
Ооок. Возьмем Эрика Сигала - примерного мужа и отца. Его бестселлер "История любви" сразу ошарашивает: "Что можно сказать о двадцатипятилетней девушке, которая умерла?
Что она была красивой. И умной. Что любила Моцарта и Баха. И "Битлз". И меня".
Идем дальше, Джек Лондон. Конечно, это не любовные романы, но в большинстве его произведений любовная линия прописана очень четко и глубоко. "Маленькая хозяйка большого дома" - роман о сильной духом женщине, запутавшейся в любовном треугольнике. Она никак не может сделать выбор между мужем и влюбленным другом. И что? И все. Покончила с собой.
В приключенческом романе "Сердца трех" вроде бы все заканчивается хорошо и возлюбленные воссоединяются. Вот только для этого автору приходится убить жену главного героя - сильно любящую своего мужа, да и он тоже испытывал к ней чувства. А в рассказе "Тайна женской души" влюбленная женщина и вовсе заморила себя голодом, лишь бы оставить немного еды для любимого.
В "Таємних стежках" Ивана Франко тоже безнадежная безнадега - бросилась, бедняга, в ледяную воду. Ну и заодно Лев Толстой бросает под поезд Анну Каренину.
И тут вот вырисовывается общая тема, как мужчина представляет себе любовь - сильнейший поток, который сносит все вокруг, включая "солнце и светила", а заодно и крышу, неземное счастье...
И вот, когда чувство достигает пика, автор теряется. Между строк явно читается недоумение - "а дальше-то что? Неужели брак, а после брака дети, дом и прочий банальный, приземленный ужас?" Нет, нет, этого не может быть никогда! При этом мысли, что можно просто расстаться и каждому начать новую жизнь, писатель не допускает. Как это - после неземной страсти она уйдет к другому? Она, которая его любила, как никто больше любить не будет? Это же невозможно. И автор решает проблему кардинально.
А после смерти любимой в закат герой уходит сам, с разбитым сердцем. На худой конец, умирают оба - как в "Мастере и Маргарите" или "Ромео и Джульетте".
Читатели рыдают и верят, что вот это настоящая любовь! Верят не только мужчины, но и женщины. А потом общество недоумевает, почему же в таком запустении институт брака, откуда демографический кризис и почему это женщины стали такие независимые.
P.S. А вот если бы почитали среди лучших любовных романов, например, "Лунную долину" или "Время-не-ждет" того же Джека Лондона, то, глядишь, крепких семей, не боящихся трудностей и размолвок, стало бы больше.