Документально-исторический фильм "Скарби нації" канал "1+1" покажет 19 января – к 100-летию со дня провозглашения Акта объединения УНР и ЗУНР.
По словам автора и продюсера фильма Акима Галимова, годами украинцам навязывают миф о том, что освоение украинского юга начала Российская империя, основав здесь первые города. Но настоящая история многих населенных пунктов на юге Украины связана с колонизацией степи именно украинскими казаками.
Они основывали здесь поселения задолго до того, как россияне придумали для этих территорий проект Новороссия.
Сегодня следы казацких захоронений - старые кладбища с каменными крестами - можно увидеть по всему Югу нашей страны. Одно из крупнейших и сохранившихся казацких кладбищ располагается на окраине Одессы.
"КП" в Украине" попросила создателей картины накануне премьеры поделиться с нами своими открытиями и развенчать некоторые мифы. Например, о "присоединении" Украины к России и главном историческом бренде страны - казаках.
Это событие на своей картине изобразил художник Илья Репин. Картину, наверное, видел каждый. Она и на сегодняшний день считается достоверным образом украинского казака - военного, который ругается, нюхает порох и размахивает саблей.
В Украине хранится письмо, которое турецкий султан Мехмед IV прислал Богдану Хмельницкому. Содержание этого документа на протяжении многих лет не давало покоя украинским историкам, но никто не мог прочитать, что написано давним османо-турецким языком.
Украинский перевод с языка оригинала сделал историк Александр Середа, доцент кафедры славистики Гуманитарного факультета Стамбульского университета. До того, как перевод будет опубликован в научном издании, мы не можем напечатать его текст. Однако господин Середа позволил нам процитировать перевод обращения в фермане (указе) Мехмеда IV к Богдану Хмельницкому, датированному 22.02-03-03.1651 г.:
"Мехмед Хан, сын Ибрагима Хана - всегда победитель. К гордости князей над народами Христова вероисповедания и к выбранным среди доблестной старшины христианской общины - казацкого гетмана Богдана Хмельницкого. Пусть венец жизни его закончится с добром!.."
Исследовав текст письма, историки пришли к выводу, что правитель Османской империи считал гетмана Хмельницкого близким другом. Он даже послал ему очень дорогой на то время подарок - золототканый халат. Это высшее проявление благосклонности.
Согласно московским копиям Переяславских статей, российские военные гарнизоны получили право размещаться в Украине. Их количество росло, а права казаков все больше ограничивали. Это скорее напоминало оккупацию, чем воссоединение "братских" народов.
Историки в фильме утверждают, что оригинала Переяславской угоды никто и никогда не видел. Известно, что Кирилл Разумовский разыскивал этот документ. Он послал запрос в московский архив, но оригинал не нашли даже в старых фондах.
|
Из описания имущества миргородского полковника Даниила Апостола следует, что блюда казацкой верхушке подавали к столу в серебряной, хрустальной и фарфоровой посуде. Вилка была привычной не только для высших слоев общества, но и среди простых казаков. На поле битвы под Берестечком археологи нашли вилки в кожаных футлярах, которыми в походах пользовались казаки.
Заморскими вкусностями, популярными сегодня, наши предки лакомились еще во времена Гетманщины.
- Итальянец Альберто Вимина, датский посол Юст Юль в воспоминаниях о путешествии Украиной писали, что местные казаки выращивают на огородах спаржу, по вкусу не хуже, чем в Италии, - рассказывает историк Алексей Сокирко.
Казаки умело и ловко вели торговлю, завозили с Востока и Запада дорогие специи и кофе, который очень любил Богдан Хмельницкий. На столах старшины всегда были импортные вина, в частности, французские, венгерские и немецкие. Но самым элитным считался медовый напиток: в воде разводили мед, добавляли хмель, ягоды и настаивали в течение десяти лет. Из-за длительной выдержки такой напиток мог стоить даже дороже иностранного.
В XVII веке на украинские ярмарки с Днепра, Днестра и Черного моря поставляли осетрину, икру и даже каракатиц. Наиболее распространенным мясом на казацких столах, вопреки современным стереотипам, была баранина, а не свинина. А среди сыров казаки чаще всего отдавали предпочтение пармезану.
Полуграмотные мужчины в шароварах - именно такой образ казака вырисовывается в воображении большинства украинцев. Но иностранцы, которые приезжали в Украину в XVII веке, описывали его совершенно другим. Казацкая элита одевалась по центрально-европейской моде венгерского стиля, их женщин можно было увидеть в платьях французского кроя, а ткани для одежды привозили из Европы, Турции, Персии и Китая.
Контуш (верхняя мужская или женская одежда с отрезной приталенной спинкой и небольшими сборками и отворотами на рукавах) дочери гетмана Даниила Апостола был сшит из парчи, из которой шили одежду для королевских семей в Европе. Эти материалы стоили дороже, нежели драгоценные камни.
- В такие дорогие наряды казаки одевались на праздники, - говорит историк Сергей Шаменков. - Для походов они выбирали удобные вещи из сермяги, то есть грубого неокрашенного сукна, и жупан. В холодное время носили шапки из меха, покрытого сукном, а на жупан надевали опанчу (плащ из серого, белого или синего сукна или войлока). Подвязывались узким ремнем, на который подвешивали кошельки, сумки, пороховницу и другие необходимые вещи.
В XVII веке казаки ходили в узких штанах. Обувью служили кожаные сапоги или постолы. Шаровары же стали популярны у казаков в XVIIІ веке, когда украинские земли активно интегрировались в Российскую империю.