"Укрзалізниця - это современное транспортное предприятие…" - именно с этих слов начинается обращение к пассажирам на официальном сайте национального перевозчика. А ниже – "Заботясь о Вашем удобстве, мы не только стараемся улучшить качество наших услуг…". Дальше можно не продолжать, потому как об улучшении качества услуг "Укрзалізниці" можно лишь мечтать.
"Ночью проснулась от стука и резкой боли в спине. На меня упала внутренняя рама, с железными реями, со шторой. Я в шоке, только сейчас понимаю, чем могло все закончиться", - рассказывала после произошедшего пострадавшая пассажирка. Вслед за рамой отвалился и карниз. Женщина вызвала проводницу, а та лишь удивилась случившемуся и убрала все, что выпало из окна.
На днях случился и вовсе вопиющий случай. В поезде Киев - Рахов на женщину свалилась верхняя полка, где отдыхала другая пассажирка. У 60-летней Надежды Поляковой раздроблены кости таза.
Но самое возмутительное в обоих этих случаях – ответ представителей "Укрзалізниці". Вину за оторвавшуюся оконную раму переложили на соседа-пассажира, мол это именно он так забирался на свою полку, что, взявшись рукой за решетку, оторвал раму. А вообще поезд, конечно, в исправном техническом состоянии. И точно такой же ответ получила покалеченная женщина, на которую упала полка с пассажиром.
- После инцидента комиссия проверила полку - она была и остается в исправном состоянии. Такое происшествие могло произойти из-за неосторожности пассажира, который находился на полке (такие случаи очень редко, но случаются). Установлено, что со своей стороны поездная бригада действовала верно, все документы оформила правильно, - прокомментировал заместитель директора департамента пассажирских перевозок "Укрзалізниці" Александр Красноштан.
Мы тут уже не вспоминаем случаи, когда поезд по причине неисправности может встать в поле на 5 часов (так произошло на днях с составом Рахов- Киев в Тернопольской области). Или раз пять сломаться после запуска, как пресловутый экспресс Киев-Борисполь. Или в нем холодно, или жарко, или грязно…
Что делать пассажиру? И как потом доказать, что не по твоей вине упала полка на человека?
- Запомните раз и навсегда: вы как пассажир никому ничего доказывать не должны! Как только человек зашел по ступенькам в вагон – он автоматически является застрахованным пассажиром на все время следования поезда. А это значит: что бы ни случилось с вами в поездке – вы имеете право на компенсацию, - рассказывает адвокат Иван Либерман.
Разберем на примере: вы заходите в туалет, а там мокрый пол. Поезд дернулся, и вы поскользнулись, упали и ударились локтем о раковину.
- Первое, что вы должны сделать, - вызвать к себе проводницу, - советует наш эксперт. - Затем все зафиксировать на свой телефон – и фото сделать, и видео снять. Обменяться контактами со свидетелями. Затем вызвать начальника поезда, полицию и при необходимости скорую помощь. Все это фиксируется и направляется в виде досудебной претензии. Если в компенсации по какой-то причине будет отказано или не в должной мере – идите смело в суд. Помните: не стоит бояться судиться, вы имеете полное право получить свое.
Также адвокат советует: если после полученной травмы в поезде вам необходимо принимать какие-то таблетки, болеутоляющие и прочее, сохраняйте чеки – все будет возмещено.
- Более того, если вы вышли раньше на станции для получения медицинской помощи, вам должны компенсировать и это – до места назначения вы ведь не доехали, - говорит Иван Либерман.
В случае с опозданием поезда необходимо писать претензию, но также фиксировать все и с проводником, и с начальником поезда.
- Предположим, человек ехал на сделку – квартиру продавать, например, или заключать важный контракт. Компания-перевозчик обязана возместить сумму сорванной сделки, - рассказывает адвокат, - вы опоздали и квартиру у вас не купили, а продавать вы ее хотели за миллион, так вот этот миллион вам и должны компенсировать.
Опять-таки, сорванная сделка должна быть зафиксирована. У пассажира должен быть меморандум с прописанными сроками или контракт о сделке с указанием даты и времени. Те же SMS-сообщения о назначенной встрече на конкретное время.
А вот в случае с тараканами в поездах – это уже в санэпидемстанцию. Снимайте на телефон "жителей" вагона и направяйте жалобу с прикрепленной копией своего билета. Они обязаны снять вагон с состава и провести необходимые дезинфицирующие мероприятия.
Слишком жарко или холодно в вагоне – сфотографировали градусник и отправили письмо в "Укртрансбезопасность".
Согласно "Положению об обязательном личном страховании от несчастных случаев в транспорте" каждый пассажир застрахован на 102 тыс. гривен. И даже если вы упали в поезде с верхней полки, когда с нее спускались, – имеете право получить страховую выплату.
Право-то имеете, но не факт, что выплату получите.
- Самая большая проблема в том, что "УЗ" игнорирует закон о защите прав потребителей, но доказать это никто не берется, - рассказал "КП" в Украине" координатор проекта "Поездка" Александр Бондаренко. - Этот вопрос нужно выносить на общественное обсуждение, устраивать дебаты и разбирать на куски все, из чего состоит "Укрзалізниця".
Важно помнить: что бы ни произошло плохого с вами во время следования поезда, пишите жалобу. Вызывайте к себе начальника поезда – он обязан при вас составить акт о случившемся. Желательно заручиться показаниями двух свидетелей и задокументировать случай на фото или видео.
- Пока вы пассажир поезда, вы не можете быть виноватым в том, что на вас упала полка или вы упали с этой полкой кому-то на голову, – продолжает Александр Бондаренко. - Это само по себе абсурд!
Что касается опоздания поезда, то тут следует также обратиться к начальнику поезда, который на распечатанном билете обязан поставить соответствующую отметку о задержке состава. Если же билет в электронном виде – выдать справку. Далее с этим документом нужно идти в претензионный департамент "УЗ" и ждать, пока на вас обратят внимание и выплатят компенсацию. И желательно постоянно о себе напоминать.
Самое печальное во всем этом – цены на билеты. Они растут каждый сезон, и, по словам Александра Бондаренко, к лету снова ожидается и рост цен, и дефицит билетов. А вот относительно того, ожидать ли нам улучшения сервиса и безопасного для жизни проезда в чистых, теплых и комфортных поездах - вопрос даже не поднимается…