Журнал «Украина за рулем» приводит консультацию адвоката Игоря Юдина:
Поздно вечером я возвращался на своем автомобиле домой. Уличное освещение не работало. Неожиданно увидел прямо перед капотом пешехода, который стоял на проезжей части, где никакого перехода нет. Я резко затормозил, но остановить машину не успел. В результате ДТП у пешехода перелом ноги и закрытая черепно-мозговая травма. По данному факту милиция уже возбудила уголовное дело. Есть ли в этой ситуации основания для привлечения меня к уголовной ответственности, учитывая, что пешеход сам нарушил правила дорожного движения?
Алексей, г. Черкассы
Нарушение правил дорожного движения пешеходом не имеет принципиального значения для решения вопроса о привлечении вас к уголовной ответственности. Автомобиль – транспортное средство повышенной опасности. Поскольку телесные повреждения причинены пешеходу, следователь рассматривает ваши действия с точки зрения их соответствия требованиям ПДД и безопасности движения. Исходя из пункта 12.3 Правил дорожного движения Украины, в случае возникновения опасности для движения, которую водитель объективно способен был обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости движения вплоть до полной остановки транспортного средства. Такой опасностью в вашем случае является пешеход на проезжей части. Следовательно, в тот момент, когда у вас появилась возможность обнаружить пешехода, вы должны были принять меры для остановки автомобиля.
Поэтому принципиально важно установить, на каком расстоянии от места наезда находился в этот момент ваш автомобиль. Для этого обычно проводится воспроизведение на месте происшествия: выбираются время суток и погодные условия, соответствующие условиям ДТП, а на проезжую часть ставят человека, который ростом и одеждой похож на потерпевшего. В салон вашего автомобиля садятся понятые, и вы, включив фары, начинаете очень медленно двигаться в сторону пешехода. В тот момент, когда понятые обнаруживают пешехода, они командуют вам остановить автомобиль. Замеряется расстояние между машиной и пешеходом, и затем эксперт-автотехник сравнивает с ним остановочный путь автомобиля в условиях ДТП. Если остановочный путь меньше этого расстояния, значит, у вас была возможность избежать наезда путем экстренного торможения, а, следовательно, вы виновны.
Год назад мы по генеральной доверенности приобрели ВАЗ-2109. К сожалению, расписку о передаче денег не взяли, поэтому вернуть автомобиль продавцу нет никакой возможности. Ранее автомобиль был угнан, потов возвращен продавцу, но с перебитым номером, и об этом в техпаспорте стоит отметка «Номер кузова изменен после угона»... То есть авто как бы и не криминальное, но снять его с учета (равно как и поставить на учет), чтобы переоформить на себя, мы не можем... А менять кузов очень дорого. Что делать в этой ситуации? Обратиться в МРЭО с заявлением о замене номерной панели? И нужен ли для этого хозяин, или такое заявление вправе подать мы, руководствуясь генеральной доверенностью? Возможно, есть еще какие-то пути решения проблемы?
Лидия Романова, г. Донецк
В вашем случае принципиальным является год выпуска автомобиля. На автомобилях ВАЗ-2109 после 1999 года завод-изготовитель размещал в багажнике еще одну панель с номером кузова. Если эта панель на вашем автомобиле есть и там сохранился заводской номер, можно с разрешения РЭО ГАИ заменить кузовную деталь с номером кузова, размещенную под капотом автомобиля, а затем обратиться в то же РЭО с заявлением о том, что ваш автомобиль будет идентифицироваться по второй номерной панели, установленной в багажнике. Имеете ли вы право решать эти вопросы в ГАИ, определяется объемом полномочий, которые владелец автомобиля делегировал вам в доверенности. Если в ней указано, что вы имеете право представлять его интересы по такому вопросу во всех необходимых инстанциях, личное участие владельца необязательно.