Всего в проекте три формы среднего образования – экстернат, педагогический патронаж и семейное (домашнее) обучение. И если первые две касаются особых категорий детей (одаренных или требующих медицинского ухода), то последняя доступна каждому.
Основная идея домашней формы обучения - родители сами организуют учебный процесс. Находят педагогов, придумывают план, покрывают финансовые затраты. В школу ребенок приходит два раза в год - подтвердить уровень своих знаний.
- Школа на начальных этапах готова помочь в разработке индивидуального плана для ребенка. И предоставить часы для консультации на протяжении учебного года, - рассказывает "КП" в Украине" государственный эксперт директората дошкольного и школьного образования Елена Линник. - В школу они приходят только для оценивания дважды в год и могут получить консультацию на протяжении года по запросу. Остальное зависит от родителей. Они обеспечивают индивидуальное развитие ребенка так, как считают нужным.
Перевести ребенка на домашнюю форму обучения (если приказ вступит в силу) сможет почти любой родитель. Единственное условие – семья не должна состоять на учете в органах опеки. Эту справку вместе с заявлением о переводе родители предоставляют директору не позднее 3 месяцев до начала годовой аттестации.
Чтобы ребенка не вернули за парту, ему нужно получить оценки не ниже 4 баллов. Если с первого раза школьник завалил экзамены, у него есть шанс подготовиться и пересдать через месяц.
Такая система оценивания касается учеников с 3-го по 11-й классы. Ученики 1-х и 2-х классов будут два раза в семестр приходить в школу и под наблюдением учителей в течение одного учебного дня выполнять разные задания.
- Семейная форма подразумевает полную самостоятельность родителей, – продолжает Елена Линник. - То есть они по собственному усмотрению могут привлекать педагогов из любых учебных заведений или заключать соглашения с разными организациями, которые проводят тренинги. Школа это не контролирует. Она проверяет уровень учебных достижений. Это будут полугодовые и годовые оценивания. В перспективе дважды в год. Но первый год на этой форме обучения ребенок будет сдавать экзамены дважды в семестр - 4 раза. Чтобы убедится в качестве образования, которое взяли на себя родители.
На самом деле тема домашнего образования в Украине на слуху давно. В интернете найдутся десятки дистанционных школ, где на платной основе дети могут получить аттестат, не покидая кровати. Правда, эта перспектива не для "бедных" семей. Стоимость годовой учебы в частной школе в среднем от 5-6 тысяч гривен в месяц.
- Когда мы начали искать варианты, как перевести дочку на домашнее обучение, оказалось, что в Киеве всего несколько школ, которые бесплатно дают такую возможность, - рассказывает "КП" в Украине" известный автоэксперт Владимир Караваев. - Но там действительно необходимы специальные обоснования, почему ребенок не может ходить в общую школу. А что мы могли сказать? Что у нас совковая система, которая нас не устраивает? Мы решили учиться платно.
Его дочь-пятиклассница уже год учится дома по платной дистанционной программе. Поначалу у Владимира Караваева оставались опасения насчет социализации ребенка и самодисциплины. Но положительные стороны перевесили – обучаясь дома, дочке не нужно каждое утро вставать в 6 утра, чтобы по пробкам успеть добраться в школу, на уроки в день она тратит в среднем часа два, а все остальное время распределяет по собственному желанию.
- Родители, когда отводят ребенка в школу, считают, что он там получает образование. Но это заблуждение. Мы же не контролируем весь процесс, – продолжает наш собеседник. - Родители могут видеть оценки в табеле, дневник, но что ребенок учит в классе, как он это делает – мы не знаем. Поэтому, в отличие от общей школы, дистанционное образование хорошо тем, что я полностью вижу процесс обучения, участвую в нем и замечаю недостатки.
Учебная неделя на дому выглядит следующим образом: ребенок в любое удобное для него время – для кого-то это 9 утра, для другого поздний вечер - садится за компьютер, выбирает свой класс на онлайн-платформе школы, вводит логин и пароль, после чего ему открывается весь учебный процесс на четверть. Дальше можно выбирать самому, как выстраивать учебный день: решать задачи по алгебре и геометрии или смотреть лекцию по истории. После каждого пройденного урока есть небольшой контрольный тест. А раз в две недели большие проверочные работы. Кстати, во время тестов никто не запрещает пользоваться учебниками.
- Когда вы выполняете задания, у вас есть личный кабинет любого преподавателя, – поясняет Владимир. - Независимо от того, ночь это или день, вы можете всегда связаться с преподавателем. Потому что разные дети по-разному учатся. Кто-то в 9 утра садится делать уроки, кто-то вообще неделю прогулял и выполняет в один день все задания. Кто-то не идет по расписанию, а берет и делает, например, географию на неделю вперед, а потом всю неделю делает математику.
Владимир поделился с "КП" в Украине", что многие знакомые задают вопрос насчет социализации, общения со сверстниками. Но с этим, по словам нашего собеседника, проблем нет. У ребенка остается масса времени, чтобы посещать кружки, секции по интересам и общаться со сверстниками.
Владимир СПИВАКОВСКИЙ, эксперт в сфере образования, основатель лицея "Гранд":
- Многие родители недовольны качеством государственного образования. Они так и говорят – "мы не хотим отдавать ребенка в школу, лучше сами будем его учить". Теперь появится такая возможность. Считаю, что это позитивное явление, которое дается возможность свободно выбирать ту форму обучения, которая подходит именно вам. Школа не будет принимать никакого участия в организации процесса и нужна только для того, чтобы ребенок мог получить аттестат.
Что касается финансирования, ведь образование у нас бесплатное, – в приказе этот вопрос пока опущен. Думаю, если родитель поставит вопрос о том, что на их ребенка положено из госбюджета, допустим, 20 тысяч гривен в год, то они могут претендовать на эти деньги, и государство обязано предоставить услугу на эти деньги. Возможно, это будут какие-то субсидии. Пока это не определено, и я просто фантазирую.
Мария СУПРУНЕНКО, педагог начальных классов:
- Я работаю не только с детьми, но и с родителями и могу точно сказать, что нередко большинство из них слишком субъективны в оценке способностей своих детей. И из личных наблюдений скажу: из 27 учеников моего класса домашнее обучение могло подойти бы лишь троим. Но на практике есть ощущение, что из класса ушли бы не эти трое, а другие десять, чьи родители убеждены, их детям незаслуженно занижают оценки или учителя слишком остро реагируют на их дисциплинарные проступки. Как следствие, родители не смогут заниматься своими чадами, оплачивать репетиторов, кружки.
Школа сейчас - это все еще серьезная база. Да, в ней душно и невозможно реализоваться. Да, полно безумных запретов, но альтернативой домашнее обучение я не считаю. Ибо для этого нужна невероятная самоорганизация семьи, которой у большинства просто не будет, и реально большие денежные ресурсы. Либо семейный учитель, который станет сидеть дома с ребенком.
Вячеслав ВЕТКИН, отец двоих детей-школьников:
- Большинству родителей важно не то, что ребенок получит знания, а то, что его можно пристроить с 8 утра до 3 часов дня, лишь бы он не болтался где-то на улице. Большинство из них не сильно интересуется, что там преподают их чадам. Пришел, погладил по голове: "Ну что там в школе, домашнее задание сделал? Молодец". Все. Грубо выражаясь, школа – камера хранения для детей. Поэтому форма домашнего обучения для родителей – слишком ответственное дело.
Если в Европе педагог сказал сидеть молча, а дети хулиганят и бросают бумажки, то директор вызывает родителей и говорит: мы вашего ребенка отчисляем. И родители в ужасе: чадо не получит аттестат, на его будущем крест. А у нас школа не воспринимается как место, где штампуют аттестаты, а как нечто престижное, нужное. Поэтому, думаю, домашняя форма обучения отсеет действительно способных хороших учеников от общей массы.