22 декабря
Загрузить еще

Как окончательно не сгореть на работе: спасут рутина и физические нагрузки

Как окончательно не сгореть на работе: спасут рутина и физические нагрузки
Фото: Фото: Архив «КП».

Ставим "диагноз"

К концу года многие чувствуют усталость и апатию. Работа надоела, профессиональные обязанности стали безразличны, коллеги вызывают глухое раздражение, и даже перспективы карьерного роста уже особо не радуют. Если вы наблюдаете у себя подобные симптомы, психологи советуют насторожиться: не исключено, что у вас наступило профессиональное выгорание.

По словам бизнес-коуча Марины Деркач, профессиональное выгорание - это не надуманная причина и не последствия лени, а настоящий бич нашего времени. Ведь фактически это является истощением - эмоциональным, умственным, физическим.

О том, что вы уже близки к выгоранию, могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ощущение бессмысленности жизни,
  • полная потеря интереса к работе,
  • возникновение психосоматических заболеваний, о которых вы раньше даже не задумывались,
  • внутренний саботаж (ссоры, опоздания, несоблюдение дедлайнов и т.д.).

Основные причины

Эксперты говорят, что профессиональное выгорание может быть вызвано самыми разными причинами.

Во-первых, работой на износ. Работа - это далеко не вся наша жизнь, да и психологи единодушны: много работать опасно для здоровья! Ежедневный стресс, проблемы с сердцем и хроническая усталость - это минимальный перечень проблем, который принесет человеку работа "от рассвета до заката". Конечно, мы все живем в мире, где нам постоянно напоминают: можно работать и побольше - например, делая задел на будущее. Однако психолог Оксана Навроцкая предупреждает: если на алтарь работы положить свое здоровье, будущее может и не наступить.

Как же понять, что вы работаете слишком много? По словам психолога, это несложно. Если постоянные задержки на работе создают проблемы в семье, если вы стали лишком вспыльчивы и часто ссоритесь с коллегами, если из-за усталости вы начали совершать больше ошибок и, наконец, если работа уже заменяет вам личную жизнь, с хроническим трудоголизмом пора завязывать!

Во-вторых, возрастом. Исследования показывают, что чаще всего с выгоранием сталкиваются люди в возрасте 30-40 лет. Именно в этот период жизни у многих людей происходит переоценка ценностей и смена жизненных приоритетов и ориентиров. Человек начинает очень ценить личное время, у него появляется желание заниматься делом "для души", он стремится к более насыщенной и полноценной жизни, к чему-то большему, чем метания между работой и домом.

В-третьих, неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Кризис, безработица, низкие зарплаты, увеличение рабочей нагрузки за те же деньги, угроза увольнения - все это крайне неблагоприятно отражается на самочувствии сотрудников. Многие находятся в постоянном стрессе и все чаще задумываются над тем, своим ли делом они занимаются.

Спасение выгорающего - дело рук самого выгорающего

Специалисты говорят, что справиться с профессиональным выгоранием в самые короткие сроки помогут правильная "диагностика" и активная жизненная позиция. Поэтому первое, с чего нужно начать - это осознать, что с вами происходит, и решить, что делать дальше, чем бы вы хотели заниматься.

Спросите себя, что бы вы хотели получать от работы. Да и вообще, как вам комфортнее работается - в одиночестве или в коллективе? Очевидно, если вы не получаете удовольствия от общения с людьми, стоит подумать об удаленной работе или самозанятости.

Осознав, что именно с вами происходит, и сформулировав, что именно вы хотите получать от работы, начинайте строить планы. Основных варианта два: вы твердо решили, что работу пора менять, или вы поняли, что на данный момент к перемене работы не готовы.

В первом случае составьте четкий план, что вы будете делать и в какой последовательности: получение дополнительных знаний, изучение рынка, рассылка резюме. Как только план будет составлен, приступайте к его выполнению.

Если смена работы для вас - слишком решительный шаг, к которому вы пока не готовы, постарайтесь решить проблемы, найдя способ реализации своих талантов и интересов вне работы. Можно начать изучать что-то новое (иностранный язык, ландшафтный дизайн или историю искусства), заняться спортом, найти для себя хобби. Это поможет вам хотя бы в некоторой степени реализовать свои таланты и сильные стороны, а тем временем окончательно определиться, чего вы хотите в жизни.

А может, это творческий кризис?

Впрочем, вполне возможно, что вам рано рубить с плеча - не исключено, что вы просто испытываете творческий кризис, с которым время от времени сталкиваются практически все работники творческих профессий - дизайнеры, сценаристы, журналисты, копирайтеры, архитекторы, режиссеры и т.д. В отличие от профессионального выгорания, творческий кризис - явление временное и вполне преодолимое. А несколько универсальных советов относительно того, как с ним справиться, подготовили эксперты Международного кадрового портала HeadHunter Украина.

1. Отдохните

Возьмите отпуск или отгул даже в неурочное время и испытайте новые эмоции. Можно отправиться в путешествие, а можно сходить на концерт или в музей.

2. Добавьте физические нагрузки

Дополнительная физическая активность будет держать вас в форме и послужит профилактикой неприятностей, вызванных сидячим образом жизни.

3. Займитесь рутиной

Перегладьте кучу белья, разложите по местам вещи в шкафах, систематизируйте файлы и папки в рабочем компьютере, расставьте книги на полках по жанрам и авторам. Таким образом вы убьете двух зайцев: разгрузите голову и сделаете полезную работу, на которую обычно не хватает времени.

4. Переключитесь

Попробуйте взять на себя другие обязанности, если это возможно в рамках вашей работы.

5. Смените обстановку

Сделайте перестановку в комнате и офисе (если это возможно) или хотя бы поменяйте привычное расположение некоторых вещей. Попробуйте разными маршрутами добираться до тех мест, которые вы посещает регулярно, - это поможет взглянуть на привычное под новым углом.

6. Устройте "мозговой штурм"

Генерируйте идеи, не задумываясь о способах их реализации, просто думайте и придумывайте, а главное - обязательно фиксируйте на бумаге. "В порядке бреда" можно придумать много полезного.

7. Доработайте и переработайте

Если что-то новое с нуля создать пока не удается, можно воспользоваться чьей-то идеей, адаптировав ее "под себя". Ключевое - не бездумно сплагиатить, а создать продукт собственного производства.

Новости по теме: рынок труда Работа