Во Львове закрылся последний в стране завод по "переработке" батареек. Как теперь их утилизировать и куда деваются батарейки из контейнеров, которые волонтеры расставили в супермаркетах и учреждениях?
"КП" в Украине" нашла ответы на эти вопросы, а также выяснила, почему государство до сих пор отправляет б/у батарейки в Европу, а не строит собственные заводы по их утилизации.
Львовский завод "Аргентум" занимался частичной переработкой аккумуляторов и других видов элементов питания, добывая из них цветные и драгоценные металлы. "КП" в Украине" не смогла выяснить причину закрытия, нам отказали в комментарии. Но украинские экологи предполагают: это произошло из-за отсутствия нужного количества поставок на завод. Предприятие стало нерентабельным.
- Мы проводили мини-расследование. И сказать, что "Аргентум" утилизировал батарейки – весьма сложно. Они с помощью магнитов получали нужные элементы. А отходы просто выбрасывали в канализацию, - рассказывает эколог Екатерина Коренко.
В Украине нет предприятий с необходимыми технологиями для переработки опасных батареек. Об этом неоднократно заявляла Ольга Мелень-Забрамна, глава юридического отдела Львовской правозащитной организации "Экология Право Человек" (ЭПЛ).
- На данный момент Украина не имеет экологического безопасного оборудования с цикличным процессом. Поэтому, как и организация "Батарейки, сдавайтесь!", мы просто накапливаем отходы, – рассказали "КП" в Украине" в "ЭПЛ". - Львовская городская администрация имеет собственный проект: собрать 20 тонн батареек. Тогда их смогут вывезти за границу, в Польшу, для переработки и утилизации, а пока только ждем, поскольку городской бюджет не может позволить себе постоянно перевозить опасные отходы в меньших количествах. Нужно все и одним махом.
В каждом городе Украины существуют волонтерские группы и различные организации по защите экологии. Для приема батареек они расставляют коробки в магазинах или контейнеры на улицах. После содержимое отправляется на специальный склад.
- До меня доходили слухи, что склады оборудованы не совсем должным образом, - продолжает Екатерина Коренко. - К сожалению, мне не удалось побывать ни на одном из них. Но я знаю, какие условия должны быть у такого помещения: сухо, без прямых солнечных лучей, стабильная влажность и температура. В противном случае все токсичные вещества попадут в почву.
Сегодня на таких складах хранится более 200 тонн батареек. Украина сотрудничает с европейскими компаниями по переработке опасных отходов. Самые крупные находятся во Франции и Германии. Цена услуги не дешевая: перевозка и утилизация одной тонны составляет 570-725 евро. Чтобы транспортировать 200 тонн в Европу, понадобится более 100 тысяч евро.
Почему нет заводов по переработке в Украине? Во-первых, слишком дорого. Во-вторых, страна не собирает достаточно "мусора", чтобы загрузить работой целый завод.
- Мне кажется, быстрее наладится транспортировка в Европу, чем мы построим собственный завод. У каждого вида аккумулятора должен быть свой цех по утилизации, постоянные поставки, отдел сортировки. Это огромные деньги и размеры стройки, - поясняет Коренко.
Вышеупомянутая всеукраинская экологическая организация "Батарейки, сдавайтесь!" провела исследования и выяснила: одна выброшенная батарейка может загрязнить 20 квадратных метров земли или 400 литров воды.
- Да, это абсолютная правда, - подтверждает эколог, - тяжелые металлы токсичны. Они имеют большую концентрацию кислотности. Всем кажется, что батарейки не наносят вреда человеку, но спустя год, два, десять начнутся проблемы со здоровьем. Первым пострадает нервная система и почки.
Ученые выяснили: именно аккумуляторные батарейки содержат в себе опасные элементы - хлор, цинк, никель, кадмий, ртуть и свинец. Щелочь и металлы из одной маленькой батарейки при саморазрушении попадают в почву. Затем достигают грунтовых вод, откуда далее попадают в водоем. А этой водичкой все мы пользуемся.
И все-таки организация "Батарейки, сдавайтесь!" решила создать проект постройки перерабатывающего завода в Украине. Деньги на масштабное строительство проект планирует искать у инвесторов.
- В следующие 5 месяцев мы разработаем технико-экономическое обоснование создания завода по переработке батареек в Украине, исследуем вариант и подготовим трансграничную процедуру для отправки батареек на переработку за границу, – написала на сайте организации "Батарейки, сдавайтесь!" ее глава Любовь Колосовская.
Если проект не выгорит, всегда остается возможность наладить поставки для утилизации в Европу. Платить за это будут производители батареек. Но они могут согласиться, лишь если заложат стоимость утилизации в цену товара.
- Мы закрываем волонтерскую сеть по сбору батареек и переносим сбор батареек в Украине на торговые сети и компании, которые оплатят стоимость гарантированной переработки батареек (как в Европе), – заявила Любовь Колосовская.
На сегодняшний день некоторые крупные компании изготовителей батареек дали свое согласие на сотрудничество.
С 1 января 2018 года в Украине в силу вступил закон об обязательной сортировке мусора. Нарушителей ждет штраф от 340 до 1360 гривен за несортированный мусор.