22 декабря
Загрузить еще

Расследование "КП": Куда на самом деле вывозят использованные батарейки

Расследование
Фото: Фото: sovetok.com

Во Львове закрылся последний в стране завод по "переработке" батареек. Как теперь их утилизировать и куда деваются батарейки из контейнеров, которые волонтеры расставили в супермаркетах и учреждениях?

"КП" в Украине" нашла ответы на эти вопросы, а также выяснила, почему государство до сих пор отправляет б/у батарейки в Европу, а не строит собственные заводы по их утилизации.

Добывали драгметаллы

Львовский завод "Аргентум" занимался частичной переработкой аккумуляторов и других видов элементов питания, добывая из них цветные и драгоценные металлы. "КП" в Украине" не смогла выяснить причину закрытия, нам отказали в комментарии. Но украинские экологи предполагают: это произошло из-за отсутствия нужного количества поставок на завод. Предприятие стало нерентабельным.

- Мы проводили мини-расследование. И сказать, что "Аргентум" утилизировал  батарейки – весьма сложно. Они  с помощью магнитов получали  нужные элементы. А отходы просто  выбрасывали в канализацию, - рассказывает  эколог Екатерина Коренко.

В Украине нет предприятий с необходимыми технологиями для переработки опасных батареек. Об этом неоднократно заявляла Ольга Мелень-Забрамна, глава юридического отдела Львовской правозащитной организации "Экология Право Человек" (ЭПЛ).

- На данный момент Украина  не имеет экологического безопасного  оборудования с цикличным процессом. Поэтому, как и организация "Батарейки, сдавайтесь!", мы просто накапливаем  отходы, – рассказали "КП" в  Украине" в "ЭПЛ". - Львовская  городская администрация имеет  собственный проект: собрать 20 тонн  батареек. Тогда их смогут вывезти  за границу, в Польшу, для переработки и утилизации, а пока только ждем, поскольку городской бюджет не может позволить себе постоянно перевозить опасные отходы в меньших количествах. Нужно все и одним махом.

Накопили 200 тонн батареек

В каждом городе Украины существуют волонтерские группы и различные организации по защите экологии. Для приема батареек они расставляют коробки в магазинах или контейнеры на улицах. После содержимое отправляется на специальный склад.

- До меня доходили слухи, что  склады оборудованы не совсем  должным образом, - продолжает Екатерина  Коренко. - К сожалению, мне не удалось побывать ни на одном из них. Но я знаю, какие условия должны быть у такого помещения: сухо, без прямых солнечных лучей, стабильная влажность и температура. В противном случае все токсичные вещества попадут в почву.  

Сегодня на таких складах хранится более 200 тонн батареек. Украина сотрудничает с европейскими компаниями по переработке опасных отходов. Самые крупные находятся во Франции и Германии. Цена услуги не дешевая: перевозка и утилизация одной тонны составляет 570-725 евро. Чтобы транспортировать 200 тонн в Европу, понадобится более 100 тысяч евро.

В чем опасность?

Почему нет заводов по переработке в Украине? Во-первых, слишком дорого. Во-вторых, страна не собирает достаточно "мусора", чтобы загрузить работой целый завод.

- Мне кажется, быстрее наладится  транспортировка в Европу, чем  мы построим собственный завод. У каждого вида аккумулятора  должен быть свой цех по  утилизации, постоянные поставки, отдел  сортировки. Это огромные деньги  и размеры стройки, - поясняет  Коренко.

Вышеупомянутая всеукраинская экологическая организация "Батарейки, сдавайтесь!" провела исследования и выяснила: одна выброшенная батарейка может загрязнить 20 квадратных метров земли или 400 литров воды.

Не слишком ли преувеличены такие выводы?

- Да, это абсолютная правда, - подтверждает  эколог, - тяжелые металлы токсичны. Они имеют большую концентрацию  кислотности. Всем кажется, что батарейки  не наносят вреда человеку, но спустя год, два, десять начнутся проблемы со здоровьем. Первым пострадает нервная система и почки.

Ученые выяснили: именно аккумуляторные батарейки содержат в себе опасные элементы - хлор, цинк, никель, кадмий, ртуть и свинец. Щелочь и металлы из одной маленькой батарейки при саморазрушении попадают в почву. Затем достигают грунтовых вод, откуда далее попадают в водоем. А этой водичкой все мы пользуемся.

Вырастут цены на товар

И все-таки организация "Батарейки, сдавайтесь!" решила создать проект постройки перерабатывающего завода в Украине. Деньги на масштабное строительство проект планирует искать у инвесторов.

- В следующие 5 месяцев мы разработаем  технико-экономическое обоснование  создания завода по переработке  батареек в Украине, исследуем  вариант и подготовим трансграничную  процедуру для отправки батареек  на переработку за границу, –  написала на сайте организации  "Батарейки, сдавайтесь!" ее глава  Любовь Колосовская.

Если проект не выгорит, всегда остается возможность наладить поставки для утилизации в Европу. Платить за это будут производители батареек. Но они могут согласиться, лишь если заложат стоимость утилизации в цену товара.

- Мы закрываем волонтерскую  сеть по сбору батареек и  переносим сбор батареек в  Украине на торговые сети и  компании, которые оплатят стоимость  гарантированной переработки батареек (как в Европе), – заявила Любовь  Колосовская.

На сегодняшний день некоторые крупные компании изготовителей батареек дали свое согласие на сотрудничество.

КСТАТИ

С 1 января 2018 года в Украине в силу вступил закон об обязательной сортировке мусора. Нарушителей ждет штраф от 340 до 1360 гривен за несортированный мусор.

Новости по теме: батарейки