Зрители Днепровского цирка затаили дыхание. На натянутом тросе высоко под куполом легко и непринужденно балансировали эквилибристы. После каждого смертельного трюка из зрительного зала доносилось дружное "ах!". Но в конце выступления артисты еще больше удивили публику, появившись на арене в свадебных нарядах. И зал снова взорвался аплодисментами, приветствуя рождение новой семьи в династии Ташкенбаевых.
Об этих узбекских канатоходцах слышали по всему миру - уже более 150 лет из поколения в поколение они демонстрируют свое мастерство ходить по канату, словно про проторенной дороге. При этом вытворяют на нем такие "пируэты" - явно не для слабонервных.
Ташкент, 1866 год. На большой праздник собралась огромная толпа - горожане, дехкане, местные чиновники и царские офицеры, предвкушая развлечения. А для Эгамберди-хаджи это была работа. Трюками на канате он зарабатывал себе на хлеб. Но сегодня что-то не заладилось, и артист сорвался с высоты. Чудом зацепился за конец натяжной веревки и скатился вниз, сдирая руки до крови. Однако с удивлением услышал бурные аплодисменты, да еще и важный генерал подозвал канатоходца к себе.
- Скажи, любезный, ты сорвался или так было задумано?
- Это трюк, - без запинки гордо ответил артист. На что его попросили повторить "трюк" на бис. Эгамберди снова взобрался на канат, исполнил все упражнения и скатился вниз, как и в предыдущий раз. На щедрый гонорар он приобрел двух лошадей и арбу, которая положила начало передвижному семейному цирку.
Рассказывают, что искусству ходьбы по канату Эгамберди научился в какой-то арабской деревне, совершая хадж в Мекку. И вот пригодилось. Умение свое артист решил передать своему первенцу - Ташкенбаю. С пяти лет мальчишка вместе с отцом тренировался на канате, а с семи стал выступать вместе с ним, после смерти Эгамберди - самостоятельно.
Ташкенбай не просто продолжил, а и приумножил дело отца. Начал выступать на манеже, превратив выступления на площадях во время народных гуляний в цирковое искусство. Приобщал к делу детей.
Всесоюзная слава пришла к артистам в 1936 году. Тогда, в Ленинграде, Ташкенбай вместе с сыновьями и племянниками подготовил большой национальный аттракцион: артисты выезжали на арену в разукрашенной арбе, одетые в яркие национальные костюмы, а цирковой манеж на время превращался в базарную площадь среднеазиатского города, который освещал прожектор-"солнце". Разыгрывалась сцена "картинки из глубинки", после чего канатоходцы поднимались под купол: ходили по канату с завязанными глазами, бегали и разворачивались на сто восемьдесят градусов, танцевали и прыгали. И все без страховки.
В 1942-м Ташкенбай возглавил узбекский цирковой коллектив, состоящий из членов семьи и учеников. Из года в год росло мастерство канатоходцев, усложнялись трюки. От сольных выступлений артисты перешли к многофигурным комбинациям: "тройной шпагат на головах", "трехъярусная пирамида", "колонна из четырех на плечах" и т.д.
Последний раз перед публикой Ташкенбай балансировал в возрасте 81 года, до 90 лет был художественным руководителем цирка. Умер знаменитый канатоходец в 97, перед смертью собрав всех своих детей, внуков и правнуков и оповестив их о скорой своей кончине. Дескать, в полдень 3 февраля его не станет. Так все и случилось.
За все эти годы циркачи сообща преодолели на канате расстояние в 40 тысяч километров. Ныне на аренах выступает шестое поколение Ташкенбаевых. Гастролируют и в Украине. Одна из таких поездок оказалась судьбоносной для молодого Бекзода Ташкенбаева. В 2013-м молодой человек познакомился с артисткой Криворожского циркового балета Оксаной. А спустя пять лет они поженились.
- Я по натуре тихоня, не хотела шумной свадьбы, - призналась "КП" в Украине" 22-летняя Оксана. - Мы расписались днем раньше, все прошло очень скромно. Единственное, чего мне хотелось - бросить свадебный букет. И мы решили, что сделаем это в цирке. Было очень приятно видеть удивленные и радостные лица зрителей. А когда пришло время бросать букет - в проходе собралось немало девушек. Цветы поймала жительница Днепра, жаль только, что я не запомнила ее имени.
В цирк, рассказывает Оксана, она попала случайно.
- Я занималась художественной гимнастикой в Кривом Роге, но потом спорт пришлось оставить, - говорит эквилибристка. - Думала, на этом все и закончится, но мне позвонила режиссер нашего цирка и пригласила выступать в балете. Так я и стала артисткой цирка. В 2013 году к нам с гастролями приехали Ташкенбаевы, но у нас строгие правила: артисты балета не имеют права тесно общаться с цирковыми артистами. Поэтому я просто познакомилась с Бекзодом и его отцом, и все.
Впрочем, молодые люди успели обменяться контактами, и после отъезда узбекских канатоходцев Бекзод и Оксана начали общаться в скайпе и соцсетях.
- Я уехала по контракту в Китай, Бек тоже гастролировал по разным странам, и все сводилось к короткому "Привет. Как поживаешь? Нормально? Ну все, пока", - улыбается молодая жена.
Все изменилось в начале этого года, когда Оксана вернулась в Украину, сюда же приехал и Бекзод. Желание увидеться зашкаливало у обоих. А когда они наконец-то встретились, то поняли, что уже никогда не отпустят друг друга. Девушка ради любимого даже переборола свой страх и стала выступать на канате. Оксана дополнила дуэт мужа и его брата: теперь под куполом цирка трюки показывает трио Ташкенбаевых.
Конечно же, Оксана была наслышана о знаменитой династии и об узбекских традициях. Например, там до сих пор есть обычай, когда мужа или жену своим детям выбирают родители. Кроме того, ходят слухи, что цирковые династии - "закрытые", и артисты из них женятся только на "своих". Впрочем, старшие Ташкенбаевы приняли то, что их сын взял себе в супруги украинку, семья которой не имеет никакого отношения к цирку.
- Мой муж - взрослый человек, ему 29, он уже давно принимает самостоятельные решения. Наша программа, постановка трюков, костюмы - все на нем, - говорит Оксана. - Поэтому родители доверяют ему.
До 2 декабря молодожены гастролируют по Украине. Ну а куда отправятся после этого - пока не загадывают. Да это и не важно, важно другое: куда бы ни забросила их цирковая судьба - они будут вместе.
|
То, что признанные артисты цирка из известных династий женятся или выходят замуж только на "себе подобных", акробатка и хореограф, почетный ветеран Днепровского цирка Лариса Еловских называет мифом.
- В цирке нет ни национальностей, ни статусов. Главное - мастерство и талант, - говорит Лариса Алексеевна. - И то, что кто-то в паре - знаменитый воздушный гимнаст, а она - начинающая артистка, не будет препятствием для любви между ними, если таковая случится. Единственное, что когда такие пары женятся, то в дальнейшем тренируются и выступают вместе, и кому-то приходится "подтягиваться" до уровня возлюбленного.
Еловских утверждает: семейная жизнь цирковых артистов нелегка. Это и постоянные переезды, и зачастую не весьма хорошие бытовые условия, и тяжелый труд до пота и крови. Но если ты согласился быть супругом или супругой циркового артиста, то тебе придется с этим мириться, а иначе и выступать в цирке не стоит соваться.