"Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей, - писал журналист "Комсомолки" Василий Песков. - Луг этот похож на тысячу других лугов. И все-таки луг необычный... Пятеро ребятишек в середине XIX века сторожили здесь ночью деревенских коней. К костру вышел заблудившийся в перелесках охотник Тургенев. Посидел, послушал их незатейливую беседу о русалках, водяных, леших... И написал знаменитый рассказ "Бежин луг".
- Пятнадцать лет назад мы с Песковым приехали на Бежин луг, - вспоминает писатель, главный редактор семейного журнала о природе
"Муравейник" Николай Старченко. - "Представляешь, Коля, - взволнованно сказал Василий Михайлович, - те мальчишки выросли, их потомки живут сейчас в соседних деревнях. Но луг все тот же. А Павлушу мне до сих пор жаль!"
Мне тоже было жаль паренька из рассказа, который вскоре после встречи с писателем "убился, упав с лошади". Но я не знал тогда, что, оказывается, кое-кто решил внедрить на этот великий луг совсем другого Павлушу - Павлика Морозова!
- Как нас учили, пионера зарезали кулаки в 1932 году за то, что он выдал властям родного отца. Но ведь потрясшая всю страну трагедия разыгралась далеко от Бежина луга - на Урале!
- Сценарист фильма "Бежин луг", бывший чекист Александр Ржешевский специально перенес действие на родину Ивана Сергеевича. Чтобы на примере этого святого уголка эффектнее изобразить борьбу советской власти с "остатками убогой тургеневской Руси".
Вот посмотри, как написано в сценарии:
"А на высоком берегу реки стоит, расставив ноги, мальчуган-пионер лет десяти и, писая прямо с обрыва в реку, разводит вокруг себя рукой и кричит, улыбаясь:
- Вот здесь и охотился Иван Сергеевич Тургенев - я как сейчас помню!".
С моральной точки зрения это кощунство. А как тебе, Евгений, такая фраза из сценария: "Православные, побойтесь бога..." - кричал какой-то истинно православный мужичок с лицом сукина сына".
В тексте отец-убийца идет с винтовкой именно маршрутом заблудившегося Тургенева. Каково?!
|
- Фильм посвящался Павлику Морозову. Хотя главного героя в картине зовут Степок Самохин, - продолжает Николай Старченко. - Мальчик подслушал, что отец и другие подкулачники решили поджечь МТС с тракторами, и сообщил о злом замысле начальнику политотдела МТС. Поджигатели спрятались в церкви. Народ разгромил храм. Отца Степка и его сообщников арестовали. Но они сумели перебить конвой. Следующей ночью Степок на вышке караулит колхозное поле. Отец стреляет в сына. Тот умирает на Бежином лугу. Полсотни пионеров на лошадях мчатся с луга - кто в погоню за убийцей, кто в колхозы поднимать народ.
Снимать фильм взялся сам Сергей Эйзенштейн.
- Режиссер с мировым именем! Его "Броненосец "Потемкин" называли лучшим фильмом всех времен и народов. После "Потемкина" он несколько лет провел на Западе, читал лекции...
- Сталин телеграммой отозвал Эйзенштейна на родину. "Бежин луг" стал первой картиной мэтра после зарубежного турне. О замысле он объявил в Ленинграде в феврале 1935 года: "Этот фильм будет служить устрашением всем, кто смеет поднять руку на борцов за дело социализма".
- Съемки велись с опережением графика. Ожидалось, что уже в декабре 1935 года картина выйдет на экраны. В конце сентября Эйзенштейну оставалось снять лишь ключевую сцену - "Разгром тургеневской церкви бабами и мужиками". И тут мэтр внезапно заболел. Черной оспой!
- Как же он ее подцепил?
- Вероятно, заразился, подбирая реквизит для церковного погрома в "Бежином луге". В старинных вещах и притаилась, похоже, болезнь. Хочу обратить внимание: в старину оспу считали бичом божьим.
- Намекаете, что небеса вмешались, чтобы не допустить святотатства?
- Просто констатирую факт. Эйзенштейн остался жив, но проболел три месяца. График съемок был сорван. Но режиссер не прислушался к гласу небес. Для рекламы подключил прессу. Заручился даже поддержкой знаменитого немецкого писателя-антифашиста Лиона Фейхтвангера. Тот как раз гостил в СССР, был принят в Кремле Сталиным. В интервью газете "Советское искусство" Фейхтвангер заявил: "Сцена убийства Павлика Морозова отцом может быть поставлена рядом с величайшими трагическими сценами в классических произведениях искусства".
|
- После такой оценки сразу "Оскар" надо давать!
- Ровно через месяц, 5 марта 1937 года, Политбюро ЦК запретило постановку "Бежина луга" - "ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма". Я специально посмотрел, на какой день выпало 5 марта 1937 года. Оказалось, пятница.
- И что?
- По пятницам Сталин собирал Политбюро. После заседания все члены смотрели новые фильмы в кремлевском кинозале. Сразу после просмотра "Бежина луга" Политбюро и решило поставить крест на картине.
- Откуда такая странная реакция Сталина? Ведь фильм должен был прославлять советскую власть, колхозы.
- Чтобы показать строительство новой колхозной деревни, нужно было сделать фильм, например, по роману Шолохова "Поднятая целина". А "Бежин луг" оказался политизированной агиткой, далекой от реалий жизни. Сцена разгрома церкви была ужасающей по зверству и богохульству - настолько, что ошеломила и худсовет, и высшую власть страны.
Пленку с единственной копией приказали смыть. Материалы съемок погибли во время войны от немецкой бомбы. Чудом сохранилась нарезка кадров во время монтажа . Из нее в 1970-х сделали маленький фотофильм.
Тяжелой оказалась и судьба людей, причастных к съемкам "Бежина луга". Эйзенштейн впал в немилость Кремля. Пришлось выступить с покаянной статьей "Ошибки "Бежина луга". Позже он сумел вернуть доверие властей, сняв патриотические картины "Александр Невский", "Иван Грозный". Даже две Сталинские премии за них получил. Но умер в 50 лет от сердечного приступа. Немного - 63 года - прожил и сценарист Ржешевский. Писателя Бабеля, перерабатывавшего сценарий, расстреляли в 46 лет. Главу Госкино Шумяцкого, допустившего съемки "антихудожественного и политически несостоятельного фильма", расстреляли в 51 год.
- Получается этакая мистическая месть Бежина луга своим недругам? Хотя такие были тогда времена: многие люди прошли через расстрелы, пытки и лагеря... Да и сердечный приступ не удивляет: медицина не была так развита, как сейчас.
- И все-таки невольно вспомнишь вещую строку Бунина: "Но позора земли никогда не прощает Земля". Во всяком случае не поддался Бежин луг, выстоял.