С наступлением ноября вечера перестали быть томными. Домой мы - и пешеходы, и водители - возвращаемся в сумерках, и шансы попасть в ДТП вырастают.
Ради безопасности людей, например, в Киеве на 17 основных магистралях снова ввели ограничение скорости, и там, где еще в октябре можно было газовать до восьмидесяти километров, теперь только пятьдесят. Ограничение отменят в апреле, когда на дорогах улучшится видимость.
Проблема роста ДТП в осенне-зимний период общемировая. Например, в США 60 процентов всех несчастных случаев с пешеходами происходят после захода солнца. В связи с этим ученые Корнельского университета решили установить, влияет ли цвет одежды пешехода на способность водителя распознать его на дороге.
Вопрос не праздный. Большинство из нас в это время года предпочитают темную одежду: в грязь и слякоть она практичнее. Но, как выяснилось, человек, одетый в черное или синее, практически невидим для водителя (см. графику)!
Ученые проводили тесты на участке кольцевой трассы, где волонтеры, облаченные в одежды разных цветов, располагались в разных местах на обочине. Водители должны были нажимать кнопку на специальном устройстве, когда они видели пешеходов.
Оказалось, на неосвещенном участке трассы люди в черном попадают в поле зрения водителя за 17 метров до места встречи. Это значит, что у них практически нет шансов спастись, если они будут перебегать дорогу. При скорости 60 км/час автомобиль проезжает 17 м в секунду. Эта секунда уйдет на время реакции водителя (он должен принять решение и переставить ногу с педали газа на тормоз), еще 20 м автомобиль будет двигаться после начала торможения, а значит, машина в лучшем случае остановится через 37 м.
Впрочем, в какие бы вы цвета ни были одеты, водитель, скорее всего, увидит вас слишком поздно - если только вы не вышли на дорогу весь в белом. Но если лихач несется со скоростью 100 км/час, даже белое не убережет: он увидит пешехода за 55 м, а остановиться сможет только через 83. Кардинально меняет ситуацию лишь одежда со светоотражающими элементами - они помогают водителю распознать пешехода на расстоянии в 150 и более метров. Эффект еще выше, если отражающие полоски нанесены на подвижные части тела - руки, ноги и т. д. Движущийся силуэт водитель может засечь на значительно большем расстоянии.
В подтверждение этого свою историю рассказал столичный адвокат, специализирующийся на дорожном праве, Вадим Володарский.
- Еду вечером домой. Темно уже. В свете фар замечаю какое-то шевеление. И тут же светящуюся точку. Присматриваюсь. Женщина в какой-то темной одежде гуляет с собачкой (маленькой совсем, что-то типа йоркширского терьера, но точно породу в темноте опознать не удалось), - сообщил Вадим Володарский. - Собачка, как сейчас модно, в "костюме". У женщины на одежде ни одного отражающего элемента нет. А у собачки на "костюме" есть (потому свет и заметил). И таки кто умнее?
За девять месяцев 2018 года в Украине произошло 17 319 ДТП с пострадавшими. При этом погибли 2266 человек, 22 394 получили травмы.
На форумах некоторые водители недоумевают: как светоотражающие элементы можно увидеть за 150 метров, если ближний свет фар бьет максимум на 30 - 60 метров? Ведь пучок света направлен вниз, чтобы не слепить встречных водителей. Но в этом-то и фишка светоотражающих элементов! Они представляют собой сложное соединение большого количества микроскопических линз, преломляющих световой луч в обратном направлении. Поэтому им достаточно рассеянного света от источника на большом расстоянии, чтобы "зажечься".