Качество дорог в Украине - головная боль на всех уровнях, но если ключевые "артерии" страны стараются поддерживать в более-менее хорошем состоянии, то о сельских дорогах сказать что-то хорошее сложно. Громаде села Ковалевка Полтавского района в этом плане не повезло дважды: дорога у них хоть и сельская, но транзитная - через нее каждый день проносятся десятками грузовики и фуры, тем самым разрушая покрытие. Селяне и пикеты устраивали, и знаки запрещающие пробовали вешать - тщетно: через Ковалевку поток машин идет, а ямы только увеличиваются. Как рассказал "КП" в Украине" сельский глава Александр Бублик, их злополучная дорога перешла на баланс облгосадминистрации в этом году.
- В прошлом году она находилась на балансе Службы автомобильных дорог Полтавской области, с ними было хоть какое-то реальное взаимопонимание, они сделали ямочный ремонт, можно было по-человечески, нормально проехать по дороге. В этом году область нам отремонтировала небольшой кусочек, наверное, километра два ямочного ремонта сделала, потратив 414 тысяч гривен, и все. Мы столько писем писали! В ответ - отписки, мол, денег нет, - разводит руками Бублик. - А сюда идет весь транзит, фуры по 60 тонн, а дорога строилась еще в советские времена и рассчитана она максимум под "Камаз".
Сельский глава объясняет, деньги на ремонт дороги, заложенные в бюджет села, брать не имеет права - это могут расценить как нецелевое использование бюджетных средств, что карается уголовной ответственностью, поэтому пришлось собирать их всем миром.
- Мы с парнями собрались, попросили местных, сбросились, купили 60 тонн асфальта, и на сегодняшний день сделали километров 6 ямочного ремонта, - с гордостью говорит Александр.
Не скромничает - сам с лопатой в руках стоял в первом ряду и латал ямы наравне с другими добровольцами. Зазывали людей и устно, и через Фейсбук.
- Мы взяли в аренду вибротрамбовку, каточек, попросили у других парней "Камаз", купили асфальт и сами все делаем. В среднем 15-20 добровольцев работают над укладкой, - объясняет Бублик. - 60 тонн асфальта - это 120 тысяч, вместе с арендой техники все обошлось в 150 тысяч гривен.
На вопрос, не обидно ли ему, что все приходится делать силами громады, а не области, лишь загадочно улыбается.
- Ничего не поделаешь, если нам одни отписки. Если бы эта дорога осталась на зиму такой, какой была, она просто не перезимовала бы, мы бы просто остались без дороги. У нас вариантов - не густо: сами купили, сами вышли и починили, - говорит сельский глава.