7 ноября
Загрузить еще

Протесты на европейских номерах: что не устраивает водителей "евроблях"

Протесты на европейских номерах: что не устраивает водителей
Фото: Требования протестующих довольно противоречивые – начто ремонтировать дороги, если снизить налоги? Фото: соцсети

Что не нравится?

В среду центр Киева с утра был парализован пробками – водители автомобилей с европейской регистрацией снова отстаивали свои интересы под Кабмином. Требовали прямо противоположные вещи - уменьшить ставки налогов, упростить растаможку и… выделить больше денег на ремонт дорог! Они даже растянули транспарант с риторическим вопросом: "Гройсман, где деньги на дороги?"

Сложно понять логику людей, которые не хотят платить налоги и при этом  требуют, чтобы за деньги налогоплательщиков улучшалась дорожная инфраструктура, но мы попробуем это сделать. На наш взгляд, требование выделения денег на ремонт дорог – это попытка понравиться владельцам автомобилей с украинской регистрацией, которые на протесты "евробляхеров" смотрят без энтузиазма, а некоторые и вовсе осуждают. Они как бы обращаются ко всем украинцам, мол, смотрите, мы отстаиваем, в том числе и ваши права на хорошие дороги! Правда, при этом требовать еще и снизить налоги, как минимум, несколько странно. Тут уже хочется сказать - вы или крестик снимите, или трусы наденьте…

Но если без эмоций, то давайте разберемся,  что не нравится водителям машин на "бляхах". Кстати, намеренно называем их водителями, а не владельцами. По сути, их машины им не принадлежат.

Юридически – это автомобили, оформленные на фиктивные европейские фирмы, основная задача которых выписать украинскому водителю пакет документов, в котором говорится, что он - сотрудник этой фирмы, а машина – служебная. В этом случае он имеет право ездить на ней по Украине в течение года, а потом должен выехать из страны.

Понятно, что официально продать такую машину нельзя. Такое, по сути, подвешенное состояние не устраивает водителей "евроблях". Они хотят получить право собственности на эти машины, но по нынешнему законодательству нужно уплатить довольно высокие налоги. Кроме того, машины, которые не отвечают нормам Евро-5, а это большинство выпущенных до 2009 года, регистрировать в Украине запрещено.

Зависший компромисс

За прошедшие два года в Раде было зарегистрировано множество законопроектов, которые должны были бы решить эту проблему. Но компромиссными оказались лишь два - 8487 и 8488.

Их суть - уменьшается размер акцизного налога с авто и отменяется запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих экологическому стандарту “евро-5”. При этом происходит усиление контроля за перемещением и использованием транспортных средств, зарегистрированных в других государствах.

Согласно изменениям, в основе расчета акцизного налога – базовые ставки для единицы авто: с бензиновым двигателем – 50 евро, с дизельным двигателем – 75 евро, с применением к ним коэффициентов. Размер акцизного налога будет равен базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста. При этом коэффициент двигателя будет исчисляться путем деления объема двигателя на 1000, а коэффициент возраста – это количество полных календарных лет с года, следующего за годом производства авто, до года определения ставки налога.

Чтобы было понятнее, возьмем десятилетнюю машину с бензиновым двигателем объемом 2 литра. Базовую ставку в 50 евро необходимо умножить на 2 (2000/1000) и на 10 (возраст автомобиля). Получается - 1000 евро.

В принципе, каждый желающий сможет посчитать стоимость растаможки любого б/у авто по аналогичной формуле. Единственное, что бросается в глаза – налоговая очистка дизельных авто будет в 1,5 раза дороже при остальных одинаковых параметрах.

При этом после вступления в силу закона и какого-то переходного периода таможенники и полиция начнут охоту за теми водителями, которые не воспользовались льготной растаможкой.

Оба эти законопроекта были приняты в первом чтении. Но дальнейшее их рассмотрение снова застопорилось.

Что дальше

Протестующие надеялись на принятие компромиссных законопроектов в сентябре, но депутаты говорят, что нужно подождать еще несколько месяцев. 18 сентября на заседании профильного комитета ВР было принято решение о дальнейшее проработке проектов.

По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, в проекты было внесено 156 поправок, которые требуют, фактически, начать всю проделанную работу почти с нуля.

Некоторые поправки способны полностью изменить суть законопроектов, некоторые вообще (что является нарушением регламента) предназначены для создания новых статей Налогового кодекса.

- Все изменения требуют нового согласования с профильными министерствами, – продолжила Южанина.

По ее словам, в лучшем случае эти законопроекты могут появиться в парламенте ко второму чтению во второй половине октября. Но скорее всего - в ноябре.

Естественно, митингующим не нравится затягивание процесса, и они уже на следующий день пришли выразить свое мнение к зданию правительства.

Правда, в этих протестах особой логики нет. Если задержка за депутатами, то почему они протестуют у здания Кабмина? Хотя искать логику в действиях людей, которые одновременно не хотят платить налоги и требуют хорошие дороги, наверное, не стоит.

Новости по теме: евробляхи Акция протеста