21 ноября
Загрузить еще

Борьба за власть и страх нового: как психологи расшифровывают войну вокруг граффити в Харькове

Борьба за власть и страх нового: как психологи расшифровывают войну вокруг граффити в Харькове
Фото: Борьба за власть и страх нового: как психологи расшифровывают войну вокруг граффити в Харькове. Фото: Facebook-страница Katerina Tsurkan.

История с граффити "Седьмое правило", которая разворачивается в Харькове вторую неделю, может попасть на страницы учебного пособия на тему, как стрит-арт (уличное искусство) провоцирует людей выражать и отстаивать свою позицию.

Ругаясь, ищем себя

Началось все с того, что художник Гамлет Зиньковский написал на стене трансформаторной будки "Кажется я нашел себя. Не потерять бы", а рядом ладонь, на которой стоит человек. Местные жители не оценили и, кажется, нашли себя в том, что закрасили стену серой краской со словами: "Это не искусство, а шизофрения".

Незамеченным исчезнувший рисунок не остался. Фото: Katerina Tsurkan

Казалось бы, обыденная история. Не понравилось – убрали. Но Гамлет Зиньковский – художник с именем. Его сравнивают со всемирно известным художником в стиле андеграунд стрит-арт по прозвищу Бэнкси – настоящее имя граффист скрывает, что придает дополнительный антураж. Поэтому незамеченным исчезнувший рисунок не остался.

Как только в соцсетях пошел слух о выкрашенной стене, нашлись новые художники с баллончиками. Только рисовать они стали не бабочек и цветочки, а известное слово из трех букв и половые органы. Смелость закрасить граффити спровоцировала еще большую смелость использовать жесткую коммуникацию. И начиная с 4 сентября, каждый вечер жители дома красят стену в серый или белый цвет и затем ее кто-то разрисовывает. Тут уже побывал Иисус со словами: "И меня закрасишь?", и советское "миру мир", и хулиганское "п…а рулит" и постмодернистское "чистые стены – иллюзия порядка". В инстаграме появилась страница "Стена срача" со всеми надписями в хронологическом порядке. 

Чем настойчивее люди закрашивают стену, тем сильнее ее разрисовывают. По накатанной. От чего так?

- Да потому что рисунок – это нечто вроде манифеста и отстаивания своей гражданской позиции. И в данном случае брань и изображение половых органов – конфликт между поколениями, целыми эпохами, - объясняет психолог Виктория Глущенко. - Молодежь пытается привлечь к себе внимание и показать свое Альтер эго (второго себя). И делает это анонимно. Для застенчивых – это возможность проявить силу, когда в реальной жизни они постоянно страдают от травли.

Борьба за территорию и власть

 
"Это не искусство, а шизофрения" Фото: Katerina Tsurkan

Наблюдая за ситуацией психотерапевт Екатерина Александровская отмечает как минимум два ключевых момента. Во-первых, каждый пытается доказать, что он главный. А во-вторых, защитить свои границы.

Жители дома закрашивают стену трансформаторной будки, поскольку считают ее своей территорией, а молодежь ее расписывает непристойностями в отместку, поскольку считает эту поверхность своей территорией для свободомыслия.

- Любой вид искусства провоцирует различные реакции. Все зависит от того, какие внутренние ассоциации он вызывает у человека. В данном случае, граффити восприняли, как сигнал к агрессии. Но дело не в рисунке, а в том, где и каким образом его сделали. Скорее, жители восприняли это, как посягательство на их собственность. И возможно люди закрасили рисунок из-за некого представления, что граффити рисуют хулиганы и нужно защищаться. Поведение людей в этой истории олицетворяет столкновение старых правил c новым видом искусства. Взрослых людей и молодых. Это скорее борьба за власть. Страх нового, непонятного.

Порядка не хватает

"Рисунок – это нечто вроде манифеста и отстаивания своей гражданской позиции" Фото: Katerina Tsurkan

То что одни закрашивают, а другие пишут – это тоже коммуникация. И то в какую нишу она скатилась – можно расценивать неким культурным срезом нашего общества, считает руководитель студии объединенных мастеров искусства Украины Игорь Асеулов.

- Проявление агрессии в данном случаи связано с отсутствием надлежащего воспитания и культурной деградации. Люди разучились видеть прекрасное в простом и обыденном, - сказал эксперт в комментарии "КП в Украине".

По его мнению, конфликтов было бы меньше, если бы власть поддерживала развитие современного искусства. Ведь влияние настенного рисунка, бесспорно, есть. Граффити - это один из современных социальных диалогов, который позволяет доносить информацию в массы творческим путем.

Согласна с этой точкой зрения и искусствовед Ирина Алексеева, которая заявила "КП в Украине", что граффити в украинских городах - социально важная тема. Нам необходимо выработать более осознанный подход в оформлении жилых помещений и архитектурной среде.

- Граффити давно один из видов современного искусства и не должно появляться случайно и спонтанно, - считает эксперт.

Иначе это всегда будет провоцировать жителей микрорайона совершать акты вандализма и прочие хулиганские проявления.