До сих пор каноны Церкви запрещали православному священнику второй брак. В случае ухода от него жены или ее кончины священнослужитель не имел права жениться повторно - или оставаться безбрачным, или принять монашество. Если же он принимал решение соединить свою жизнь с другой женщиной еще раз - лишался священства.
Но теперь патриархом Варфоломеем принято историческое решение. Разрешение на второй брак может быть дано только в случае вдовства священника или в случае, если матушка сама покинет мужа-священника. Если же инициатива поступила от самого священника - оставить супругу и жениться на другой, разрешения на повторный брак не получит.
Все эти случаи будут отдельно и с особым вниманием рассматриваться епархиальным архиереем.
По мнению представителя Украинской православной церкви, такое разрешение может повлечь за собой неприятные последствия.
- Необходимо учесть, что не все священнические семьи отличаются идеальными взаимоотношениями между супругами, конфликты и затяжные разрывы в них тоже есть. Поэтому для решения своей матримониальной проблематики, учитывая разрешение на повторный брак, священник может совершить ряд недостойных поступков, особенно в тех случаях, когда совместное проживание уже невмоготу для обеих сторон, - считает митрополит Лука (Коваленко). - Не шутка то, что константинопольское послабление брачной дисциплины для клириков может привести и к стремительному возрастанию смертности среди жен священнослужителей. Ведь это санкционированное священноначалием разрешение можно применить также для устранения "надоевшей" супруги с целью сочетаться в дальнейшем с новой и, может, в чем-то более интересной и привлекательной женщиной.
По словам митрополита, главная причина запрета вдовому священнику вступать в новый брак в том, что Церковь признает единственным и вечным сакраментальный союз мужа и жены, и поэтому не может не требовать от своих священнослужителей сохранения той чистоты жизни, которую они проповедуют другим через свое служение.
- Твердая позиция Украинской православной церкви по этому чрезвычайно важному вопросу является самым ярким свидетельством того, что она остается верной учению о браке, заключенному в Новом Завете, хотя ее икономия допускает второй и третий браки для мирян, - говорит митрополит Лука. - По-видимому, братья-архиереи забыли о том, что уход от святоотеческой традиции, оставление канонов и их фривольное толкование приводит лишь к одному - отпадению от Христа, что ярко показывает нам история появления и развития протестантских течений, особенно в современном мире с их извращенным толкованием роли Христа в жизни человека и мира в целом.