Моя дочь училась в очень непростом классе, в котором классные руководители менялись каждый год: в пятом классе их взяла под свое крыло учитель физики, в шестом – учитель химии, в седьмом – учитель ОБЖ, в восьмом – английского языка.
И если в пятом классе учителя винили в "сложности" нашего маленького коллектива первую учительницу (мол, в каждом видела личность, слишком много воли давала, вот и распустила их), то в шестом во всем были виноваты родители. Как-то меня (как председателя родительского комитета) поймала классный руководитель и потребовала "как-то повлиять на детей и родителей". Я ей посоветовала собрать родительское собрание, причем вместе с детьми, и на нем высказать все свои претензии. В ответ услышала: "Да не хочу я видеть ни ваших детей, ни их родителей!"
Согласитесь, звучит не очень педагогично. Хотя мне в тот момент почему-то было смешно.
Итак, нередко родители учителей просто бесят – и с этим не поспоришь. Хотя сами они против такого неблагозвучного слова и поправляют: учителей родители не "бесят", а "обижают" или "задевают".
При этом – вы удивитесь – претензий у них совсем немного. Если быть точнее, то все самые популярные "учительские бесилки" можно разделить всего на пять частей.
Итак, главная претензия учителей к родителям заключается в том, что они совершенно не занимаются своими детьми, откупаясь от них деньгами и подарками.
"Не хотят заниматься с детьми, а все косяки детей по учебе и по поведению валят на учителей".
"В старших классах большинство родителей не интересуются своими детьми. Обращаются к учителю, когда уже петух клюнет в одно место".
"Многие озабочены исключительно материальным обеспечением детей. На духовность и интеллектуальное развитие – ноль внимания!"
"Родители хронически не выполняют свои родительские обязанности. Они просто не знают свои обязанности, зато прекрасно осведомлены о правах. Родители забывают, что нужно проявлять контроль за обучением, контроль за выполнением домашних заданий, контроль за выполнением требований школы и учебного процесса, контроль за дисциплиной, поведением ребенка, за его нравственными критериями".
"Родители не знают своих детей. Зачастую, когда рассказываешь им о вопиющих нарушениях дисциплины, встречаешься с полным изумлением со стороны родителей – мол, он у нас спокойный, исполнительный, послушный, с младшей сестрой все время играет".
Каждый родитель считает, что его ребенок сверхуникальный и обращаться с ним нужно очень бережно. Учителя пытаются донести простую мысль: они-то как раз стараются со всеми вести себя ровно и по возможности не заводить "любимчиков". Как же так?! Ведь мой-то – особенный и заслуживает особенного отношения!
"Родители носятся со своими очень хорошими, но вполне обычными детьми так, как будто вырастили нового Эйнштейна! В шестой класс к нам в школу пришел самый обычный мальчик, так мама меня за месяц довела до белого каления ежедневными рассказами о его гениальности и о том, что в предыдущей школе его не ценили, поэтому они перешли в нашу. В доказательство "гениальности" она мне приносила "сертификаты" об окончании курса английского в трехлетнем возрасте и грамоту за первое место в классной олимпиаде по математике. Родители, успокойтесь! Вы калечите своих детей!"
Немало родителей считают, что школа им "должна", а учителя – "должны вдвойне". При этом родители и знать не хотят, что должны они сами: у многих нет даже простого желания понять и принять требования школы.
"Чуть что – сразу "разборки"! Особенно неприятно, если хамят при собственных детях, позоря, в первую очередь, себя".
"Еще 20 лет назад казалось немыслимым, чтобы родители приходили в школу как на пляж, а сегодня мамы являются даже в кабинет директора в коротких топах и микроюбках, папы – в шортах и сланцах. Причем за этим неадекватным внешним видом стоит твердая уверенность: "имею право!"
"Зачастую родители приходят к учителю с жесткими требованиями – ведь они гораздо лучше нас знают, "как должно быть". Они даже не пытаются вникнуть в ситуацию, априори принимают сторону ребенка и быстро срываются на оскорбления – иногда завуалированные, а иногда и явные".
"Родители, конечно, имеют право задать любой вопрос и получить на него ответ. Но дело в том, что, во-первых, родителям часто ответ не нужен: вопрос задан для того, чтобы проконтролировать, "правильно" ли работает учитель. Во-вторых, вопросы изначально задаются недоброжелательно и даже злобно, сам вопрос используется как повод для скандала".
"В нашей школе есть дети, которые живут в другом районе, и они каждый день опаздывают. Это невероятно раздражает, но механизмов реального воздействия у учителя просто нет!"
"Раздражает, когда родители забирают отдыхать детей в учебное время, поясняя: в каникулы гораздо дороже! Вот так и получается, что в мае некоторых детей я просто не вижу: сначала майские праздники, а с 10-12 мая они едут с родителями в Турцию или Египет, потому что в это время минимальные цены на туры".
"Нынешние родители любят потрясать своими связями в высоких инстанциях и при малейшем конфликте тут же грозят высокими инстанциями. Стукачество стало нормой жизни".
"Удивляет родительское деление предметов на "нужные" и "ненужные". Одним не нужны рисование и музыка, другим – физкультура, а третьим – и вовсе математика!"
Современные родители ходят в школу не просто часто, а очень часто! И если наших родителей было не заманить в школу даже пару раз в год, то сегодня немало мам появляются в школе чуть ли не каждый день.
Распространение мобильных телефонов и мессенджеров только добавило учителям головной боли: теперь многие родители считают, что учитель просто обязан быть на связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А ведь в этом случае как никогда справедливо выражение: вас много, а учитель – один!
"Сейчас учителю звонят в любое время и по любому поводу. Между тем, мне кажется, очевидно: учитывая, что я нахожусь с их детьми с 8.30 до 18.00 5 дней в неделю, звонить мне в 10 вечера можно лишь в исключительном случае!"
"Родители моих учеников создали группу в Вайбере, переписываются там и периодически возвращаются к вопросу, что хотят и меня там видеть тоже. Я считаю подобные разговоры в группах бессмысленными. Если у меня есть проблема с учеником, я должна поговорить с родителями с глазу на глаз, без посторонних, увидеть реакцию родителей, посмотреть им в глаза. А для коллективного общения есть родительские собрания".
"В каждом классе всегда найдется как минимум пару родителей, которые хотят вникнуть абсолютно во все школьные дела и принять в них участие. Я же глубоко убеждена: родительская помощь нужна тогда, когда школа или учитель о ней попросили. Это могут быть школьные праздники, оформление кабинета, внеклассное творчество, но никак не учебный процесс!"
Еще одной непонятной и непривычной чертой современных родителей педагоги называют чрезмерное оберегание детей от всего и вся.
"Я уже почти 40 лет набираю первые классы и привыкла к тому, что первый месяц дети постоянно выясняют отношения и дерутся, постепенно занимая свои места в классной "иерархии". Но если раньше родители относились к этому более чем спокойно, то теперь немедленно несутся в школу, пытаясь "разобраться" самостоятельно с 6-летним обидчиком своего ребенка. Я не устаю этому удивляться".
"Современные родители из кожи вон лезут, чтобы создать своим детям самые лучшие условия во всем. Доходит до смешного: мы не можем организовать экскурсию в пяти остановках метро от школы, поскольку большинство родителей категорически против метро! На собрании так и говорят: мой ребенок еще вообще никогда в метро не спускался, он испугается!"
"В первый класс приходят дети, не умеющие ничего: они не могут натянуть на себя колготы и завязать шнурки (например, переодеваясь на физкультуру и обратно), не говоря уже о более сложных навыках. К сожалению, современные родители растят из своих детей капризных и не приспособленных к жизни людей, которые не могут позаботиться не только о других, но и о себе".