Второй раз за неделю погода показала, кто в городе главный. Киев, Львов, а затем снова Киев утопали в реках, разлившихся по улицам. Пешеходам ничего - обсох, и гуляй себе дальше, максимум с насморком. А вот автомобилям, оказавшимся в эпицентре потопа, беда – можно получить "инвалидность".
Владельцам КАСКО страховые компании уже обещают выплаты, но при одном условии: если в результате стихии машина получила механическое повреждение – попала под свалившееся дерево или скрытый под водой предмет пробил днище. На вопрос "КП" в Украине", могут ли рассчитывать на компенсации просто "утопленники", в компаниях отвечали неуверенно. В большинстве случаев говорили, что нет.
В типичном страховом договоре "стихийным бедствием" считается ураган, разряд молнии, паводок, тайфун и ливень, когда за сутки выпало больше среднемесячной нормы осадков. Киевские и львовские осадки никак не дотягивают до такой аномалии.
- Логично, что ни одна страховая компания не признает такие дожди форс-мажорным обстоятельством, - говорит столичный адвокат Оксана Соколовская. – Есть четкая нормативная база, которая определяет ответственность за исправность системы водоотвода. В первую очередь это "Киевводоканал", а также территориальные органы исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности, гидрометеорологической деятельности, государственного санитарного надзора.
Юрист напоминает, что жители городов платят не только за поставку воды в дома, но и за ее отвод. Если услуга предоставлена некачественно, граждане имеют право обращаться в суд. Адвокат рекомендует этим право воспользоваться.
- Я готова вести такие иски, - говорит Оксана Соколовская. – Нужно сделать адвокатский запрос в Гидрометцентр, который удостоверит, что количество осадков не превышало норму, на которую рассчитаны стоки. Также нужно обраться в полицию, которая засвидетельствует городское ЧП, получить еще ряд документов.
В конечном итоге, отмечает юрист, ответственность за все несет горгосадминистрация и ее структурные подразделения.
- Сейчас многие работы переданы частным компаниям, но все равно конечный ответчик – территориальный орган власти, доверивший вопросы благоустройства и подписавший с ними договор. То же самое касается затопленных в Киеве торговых центров "Гулливер" или "Метроград". Даже если допустить, что они были спроектированы с нарушениями, де-юре у них все законно – утверждали проектную документацию и давали разрешения на строительство городские власти, - говорит юрист.
По мнению Оксаны Соколовской, шансы выиграть суд достаточно велики, особенно, если будет коллективный иск.
- У нас суды так настроены, что когда приходит много народа, они лучше слушают истцов, - отмечает Оксана Соколовская.
Безусловно, опасность того, что наши служители Фемиды не рискнут идти против власти, есть. Но на них правосудие не замыкается. Конечная инстанция – это Европейский суд по правам человека.
Долгое пребывание в воде в первую очередь портит электронную систему автомашины.
- Есть опасность, что при новом попадании под дождь автомобиль совсем заглохнет, - говорит автоэксперт Александр Боднарук.
При современных технологиях распознать на рынке машину, глубоко побывавшую в воде, трудно. Но на некоторые вещи наш эксперт все же советует обратить внимание.
- В первую очередь это электрические приборы. Нужно несколько раз включить и выключить их все. Если есть малейший сбой, это должно насторожить, - говорит Александр Бондарук. – Во-вторых, даже после хорошей просушки в машине может оставаться затхлый запах. Чтобы от него избавиться, обычно используют сильную отдушку, то есть, чрезмерно благоухающий салон – тоже сигнал. Легкий "туман" может оставаться в фарах и в задних фонарях.
Последний момент – это относительно низкая цена автомобиля после обильных дождей. Последствия утопления могут проявиться не сразу, а со временем, поэтому от машины стараются поскорей избавиться.