Украина терпит огромные убытки из-за поведения РФ в Азовском море, заявил Министр инфраструктуры Владимир Омелян. И озвучил цифры, как всегда, без каких-либо документальных расчетов и подтверждений: мол, из-за действий России в Азовском море заходы судов в порты Мариуполя и Бердянска сократились на 10% и 16%.
"Это существенная цифра, мы терпим убытки в сотни миллионов гривен, но это прямые убытки. Если просчитать социально-экономический эффект, если мы посчитаем убытки судовладельцев, которые вынуждены из-за действий российской стороны простаивать перед проходом Керченского залива или перед заходом в Азовское море, то эти убытки в разы выше. Это убытки не конкретно Украины. Это убытки каждого конкретного государства ЕС, которые перевозят грузы через Мариуполь и Бердянск. Потому что час такого простоя судна – это несколько тысяч долларов. Российская сторона должна будет компенсировать все эти убытки. С Россией можно говорить или на языке оружия, или на языке санкций. Другой альтернативы нет, потому что мы видим, что эта страна полностью слетела с катушек", – заявил Омелян.
Многократно повторенное слово "убытки" в нескольких предложениях никак не прояснило картину, что министр имел в виду и чем конкретно вызваны возмутившие Омеляна убытки. Так что опять придется расшифровывать.
За разъяснениями "КП" в Украине" обратилась к транспортному эксперту Василию Шевченко.
По словам эксперта, министр инфраструктуры мог иметь в виду три момента.
1.Задержка судов на якорных стоянках, где, в том числе, идет перевалка нефти из речных судов в морские, а также ожидают прохода сухогрузы, зерновозы и другие судна. Теоретически такая задержка возможна, а практически под флагами как Украины, так и России там судов немного, поскольку компании предпочитают регистрировать торговые суда в офшорных зонах. При этом задержки и проверки напрямую влияют на стоимость фрахта.
2. Ограничения по высоте судов из-за строительства Керченского моста. Теперь по Азовскому морю могут пройти не "панамаксы" (контейнеровозы и танкеры с максимальными габаритами), а вдвое меньшие "хандимаксы".
3. Возможные проверки и дополнительные осмотры со стороны россиян, в связи с тем, что по Азовскому морю четкая граница между РФ и Украиной не проходит.
Украинцы тут же связали два последних заявления Омеляна – про прекращение жд-сообщения с РФ и ситуацию в Азовском море. Мол, теперь-то все ясно! Просто Омелян "обиделся" за Азовское море, вот и заявил о прекращении пассажирского сообщения!
Однако эксперты говорят: все это напоминает известный анекдот: назло кондуктору куплю билет, пойду пешком. А, говорит экономист Андрей Мартынюк, учитывая, что между нашими странами курсируют только поезда украинского формирования, складывается стойкое ощущение, что миллионные убытки Украины Омелян решил побороть миллиардными убытками, причем тоже Украины.
"В заявлениях Омеляна – сплошная политика и никакой экономики, - говорит Мартынюк. – Складывается впечатление, что при выборе тем для своих заявлений он руководствуется исключительно количеством лайков под своими постами в ФБ, Да еще надеждой, что образ "пламенного патриота" перекроет образ чиновника, взлет карьеры которого пришелся на времена президентства Януковича и премьерства Азарова".
Инициатива Омеляна бессмысленна и убыточна, соглашается президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
"В свое время Украина уже "обижалась", когда начала блокировать российские фуры, проходящие через Украину, - напоминает Охрименко. - В результате Россия предприняла ответные меры, и мы от этого только потеряли. В данной ситуации потери для Украины будет более существенные чем для России, зато в очередной раз выиграет Беларусь, которая будет вместо нас получать доходы. Приближаются выборы, так что абсурдные заявления представителей украинской власти мы слышим все чаще и чаще".
В то же время аналитик Алексей Кущ уточняет: убытки и неудобства ждут исключительно простых украинцев, а олигархов самоотверженная борьба украинского министра инфраструктуры совершенно не коснется.
"Если помните, Омелян сделал интересное заявление: пассажирские перевозки – прервать, а грузовые – нет, - говорит Кущ. – И это объяснимо: ведь в первом случае пострадают простые украинцы, а во-втором – олигархи, что совершенно недопустимо в нынешней системе координат. У нас привыкли воевать с агрессором простыми украинцами и за счет простых украинцев".
Что касается Азовского моря, то, говорит аналитик, нужно было еще в 2014-2015 годах разрабатывать грамотную стратегию по защите интересов Украины в Керченском проливе и Азовском море, создавать резервные логистические маршруты. Но профильное министерство этим не занимается - все их интеллектуальные потуги ограничивается лишь закупкой американских локомотивов и псевдопатриотичными заявлениями.