Ну наконец-то! Теперь не придётся ходить в магазин с лупой и по полчаса вчитываться в этикетку, выискивая на ней продукты, способные навредить здоровью. Хотя, подождите – что-то подобное уже принималось и обсуждалось на законодательном уровне. И правда, еще в начале 2016 года подобный законопроект уже был зарегистрирован в парламенте, но в силу так и не вступил. Что же обещает нам новый?
10 июля Верховная Рада проголосовала и приняла за основу законопроект №8450 "Об информации для потребителей о пищевых продуктах". Его авторы обещают, принятие документа обеспечит высокий уровень защиты здоровья и интересов потребителей за счет предоставления всей необходимой информации на этикетке.
- У законопроекта есть несколько задач: защитить потребителей, помочь работать бизнесу, обеспечить государственный контроль. Нам нужны правила игры, которые защищают рынок от некачественной продукции. Хотим запретить распространение информации, которая может ввести в заблуждение, – отметил на пресс-конференции народный депутат и заместитель главы Комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко.
Стоит сказать о таких нормах - читабельной этикетки с понятным для простого человека содержанием - уже говорили в парламенте несколько лет назад. И в теории добросовестные производители и так следуют данному правилу. Для не добросовестных – нормы не писаны. Для примера, прочтите этикетку крабовых палочек – тут четко расписано содержание продукта вплоть до эмульгаторов и ароматизаторов. В одном грешат почти все производители сложносодержащих продуктов – шрифт мелковат.
И так в тексте законопроекта есть несколько пунктов на которые в первую очередь указывают его авторы.
Главная мысль – четкий, разборчивый шрифт. В 2016 году его увеличили с 0,8 мм до 1,2 мм. Каков размер рекомендуют в новом законопроекте – не ясно. Позднее этот вопрос доработают.
Вторым важным пунктом - вынесение на этикетку аллергенов выделенным шрифтом или другим цветом. Бесспорно, все ингредиенты, которые содержатся в продукте еще на моменте производства должны быть безопасны, но это не означает что на тот или иной компонент у человека нет аллергической реакции. Мало того, на этикетке так же должно быть предупреждение о нанесении вреда здоровью.
Например: если в состав продукта входит казеин, и сразу не до конца понятно к какой группе продукта относится, то рядом следует уточнить ключевой аллерген, в этом случае молоко – именно в нем и содержится белковое вещество казеин. Если указан тофу, то здесь следует прописать аллергеном сою – и так далее.
Если входит, например, лакрица, рядом припишут – "Содержит лакрицу - лицам, которые страдают от гипертонии, следует избегать чрезмерного потребления".
В продуктах с большим содержанием подсластителей обязательно укажут – "Чрезмерное потребление может вызвать слабительный эффект".
А теперь представьте, как будет выглядеть новая этикетка, скажем, сладкой газировки, в состав которой входит аспартам (подсластитель, который добавляют в более чем 6000 продуктов в том числе, и в замороженные десерты и жевательную резинку и даже в йогурт). Мало того, что всю "химию", содержащую в продукте, укажут, так еще и рядом с каждым компонентом приписка, по типу: "Содержит аспартам (источник фенилаланина)".
С колбасными изделиями ситуация яснее. Теперь обязуют указывать на этикетке полный состав тех же сосисок, если при изготовлении продукт был сделан из несъедобных оболочек. Одно дело, когда ты понимаешь, что в "докторской" большую часть составляет эмульсия, а другое дело, когда ты подробно читаешь что это кожа, субпродукты, отходы мясного производства, измельченные и уваренные до состояния каши.
- Этот законопроект никак не отразиться на конечном потребителе, - уверяет "Кп" в Украине" технолог-инженер пищевой промышленности Ольга Потанина, - Маркетологи найдут выход чтобы сделать этикетку красивой даже в этих условиях где придется выносить на нее не самое аппетитное содержание. Назовут другим словом или вовсе уберут и сделают вид, что не содержится в нем ничего невкусного и запрещенного – так, собственно и делают многие производители сегодня.
По словам нашего эксперта, этот законопроект больше рассчитан на производителей чем на потребителей. "Законно" будут пытаться убрать из рынка недобросовестных производителей, или тех, кто не станет платить за результат лабораторных тестов.
Сейчас у всех крупных заводов имеются свои лаборатории, проверяющие продукт по нормам ТУ и ДСТУ, чем не могут похвастать мелкие и средние предприятия. Последним в свою очередь приходится нести продукт в государственную лабораторию на анализ – получать положительное заключение и лишь после этого массово производить его. Так вот, если до этого вместе с продуктом на тест приносили красивый конвертик, дабы написали заключение закрыв глаза на реальное содержание, то теперь конвертик необходимо будет увеличить – закон обязывает. И выживут лишь те, кому это по карману.
- Главная проблема в производстве продуктов питания это даже не этикетка и реальное содержание на ней, а то как соблюдаются все нормы при производстве, - рассказывает Ольга Потанина, - Завод может и отвечать всем необходимым ДСТУ, но при этом если на предприятии антисанитария или в ненадлежащем виде работают люди – на этикетку это никто не вынесет, а вреда от грязных рук при производстве молочной закваски больше, чем от казеина.
Текст нового законопроекта сулит жесткие требования к маркировке, но все же это не делает потребителей более защищенными. Ведь то, насколько правдивую информацию указывает производитель, по сути никто не проверяет. Время от времени выборочно этикетки могут проверить Антимонопольный комитет, но к ответственности за обман покупателей привлекают лишь за явную ложь. Во всяком случае так было в 2016 году, когда обсуждался подобный законопроект.
Сегодня прописали новые штрафы за нарушение этих норм. Например, если не указали аллерген, который действительно содержится в продукте – для юридических лиц штраф в 30 минимальных зарплат, а для физических – 20. За предоставление потребителям недостоверной информации штрафы для юридических лиц - 15 минимальных зарплат, а для физических лиц – 10. Такие же штрафы предусмотрены и за изменение информации о пищевом продукте, которая обманывает потребителей.
А КАК У НИХ?
На пресс-конференции народный депутат и заместитель главы Комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко рассказал, что если посмотреть на этикетку украинского товара и произведенного в ЕС, то разница сразу бросается в глаза – в Европе все видно и понятно и все как надо. "КП" в Украине" решила провести наглядный эксперимент, но к большому удивлению отечественные этикетки от импортным едва ли чем-то кардинально отличаются. Размер шрифта такой же, а если чуть больше, то лишь потому, что содержание указывают на одном языке, в то время как на продуктах украинского производства минимум на двух минимум.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ