В 1908 году в журнале "Спорт" появилась "сенсационная" заметка: "Между Екатеринославом и Новомосковском только что устроено автомобильное сообщение, которое отлично работает".
В начале ХХ века автомобильное дело находилось еще в зародыше, лошади оставались важнейшим фактором экономики государства. Потому новость о том, что добраться куда-то можно на машине, вызвала немалый ажиотаж среди горожан и недовольство среди извозчиков. Последние рисковали лишиться заработка, поэтому не на шутку разволновались.
Чуть позже пресса в подробностях описала появившийся автомобильный маршрут. Сообщалось, что автомобиль отходит ежедневно из Екатеринослава в 8 утра и возвращается в 2 часа дня. "Поначалу он возил только по 9 человек, а сейчас выписан новый на 20 человек. Плата за проезд 1 р. 25 коп., а ехать всего 55 минут 25 верст. Быстро и недорого. Кроме людей, берет еще и багажа 30 пудов. Почему-то только эта машина не очень исправно ходит: то шины полопаются, то еще что-нибудь. Народу едет каждый раз много, и заработок немалый. И хотя сам автомобиль стоит около 10 000 рублей, но через год он не только возвратит эти деньги, но еще и добрый доход даст".
Отметим, что цена на проезд на то время равнялась стоимости хорошего обеда в ресторане либо же за эти деньги можно было купить полкило красной икры.
Организатором первого автомобильного сообщения в Приднепровье был потомок древнего украинского дворянского рода - Андрей Михайлович Миклашевский.
- Андрей Миклашевский родился в 1882 году на Екатеринославщине, - рассказал "КП" в Украине" краевед и заслуженный журналист Украины Николай Чабан. - Миклашевские - старинный казацко-старшинский род с Черниговщины. Прадед Андрея, Михаил Миклашевский, был участником суворовских войн, а затем стал новороссийским губернатором, а дед - Андрей Миклашевский - был губернским предводителем уездного дворянства, учился в одном классе с поэтом Лермонтовым, оставил о нем воспоминания, а также увлекался археологией.
По словам Чабана, правнук и внук также не посрамил честь рода: учился в Петербурге, в морском кадетском корпусе. Став мичманом, служил на Черноморском флоте, участвовал в российско-японской войне, за героизм в 23 года был награжден Георгиевским крестом. А еще через два года молодой Миклашевский ушел в отставку и вернулся в родной Екатеринослав, где не смог долго сидеть без дела и первым организовал автомобильные перевозки.
Об автомобиле Миклашевского, курсирующем в Новомосковск, сохранились воспоминания писателя Василя Чапленко, которого отец маленьким мальчиком однажды привез из Николаевки на рынок в Новомосковске.
"Возле собора была площадь, где в определенные дни располагался базар. Отец часто брал меня с собой туда, - пересказывает воспоминания краевед. - Помнится, как однажды сидел на телеге и глядел, чтобы никто ничего не украл. Как вдруг выскочил из боковой улочки с шумом и гамом какой-то причудливый экипаж (в оригинале на украинском языке "чортопхайка"), поднимая облако пыли. А лошади, привязанные к телегам, как рванут встревоженные! Я также слетел, испуганный до предела, с телеги и бросился искать спасителя-отца. Только в каком году это было - хоть убейте, не вспомню, я же тогда календаря не видел…"
|
Глядя на Миклашевского, быстро разбогатеть захотели и другие горожане, и к лету 1908 года в Екатеринославе уже было три автомобильных перевозчика. Не выдержав конкуренции, Андрей Михайлович оставляет основанный им маршрут и открывает другой - из Киева в Житомир. Планирует новое дело - мечтает об устройстве автомобильного сообщения в Подольской губернии.
А в Екатеринославе на волне новой моды организовали автомобильный клуб. В то время автомобили были большой роскошью, стоили очень дорого, а купить их можно было за границей или в больших городах. В Екатеринославе продавать автомобили начали только перед Первой мировой войной. Тогда же появились и первые гаражи, предоставляющие и прокат этих транспортных средств. Автомобили покупали для личного передвижения, спорта и путешествий.
30 апреля 1913 года Городская Дума приняла первые в истории города правила "О порядке движения по городу Екатеринославу автоматических экипажей и мотоциклетов". Все автомобили были разделены на четыре разряда: для собственного пользования, для легкового пассажирского извозо-автомобильного промысла, для перевозки тяжестей и автомобили-омнибусы (рейсовые автомобили с определенным маршрутом). Разрешалось движение только тех автомобилей, которые прошли испытания особой комиссии. Скорость движения ограничивалась 15 верстами в час, а водитель должен был принимать все меры, чтобы не пугать лошадей.
Что же касается Миклашевского, то жизни без автомобилей он не представлял. С началом Первой мировой Андрей отправился на фронт, где занялся новым делом - бронированными машинами. Его мужество и героизм были отмечены многими наградами, в том числе и высшим сербским орденом, который позже служил ему некой охранной грамотой в эмиграции.
|
Случались в те времена и дорожно-транспортные происшествия, называемые тогда автомобильными катастрофами. О них регулярно и живописно сообщала местная пресса:
"22 июля 1910 года в 7 часов вечера автомобиль Уманского, развив необычайную скорость, со страшной силой мчался по проспекту и около Яковлевского сквера [ныне здесь здание Оперного театра], наскочив на одноконного извозчика, отброшенного вместе с пролеткой в сторону, врезался в телеграфный столб, причем ушиблена незначительно проходившая мимо женщина. Серьезно ранен шофер. Владелец автомобиля с женой невредимы. Автомобиль разбили вдребезги".
"Днем 6 мая 1912 года. Мчавшийся по Александровской [Артема] улице автомобиль испугал лошадь Е. Моркина, проезжавшего по улице. Лошади понесли. Не имея возможности остановить взбесившихся животных, Моркин выскочил из обоянки. Лошади понеслись далее, подмяли под себя чистильщика сапог и наскочили на квасной рундук. Рундук и посуда перебиты. Производится дознание. Приняты меры к розыску владельца автомобиля".
|
История автомобильного сообщения в Украине берет свое начало с конца XIX века, когда предприниматели просили губернаторского позволения на организацию регулярного движения пассажиров и багажа между Ялтой и Симферополем в открытых дилижансах с керосиновым двигателем. На тот момент Министерство путей сообщения свое разрешение на пользование шоссе уже выдало.
Первыми ласточками в Центральной Украине были два автобуса, с 31 мая 1906-го курсировавшие между Киевом и Житомиром. Автобусы за 18 тыс. руб. купил и привез из Парижа киевский коммерсант Познанский.
В 1910 году маршрут продлили до Ровно. Современники сравнивали автобусы кто с большими каретами, кто с железнодорожными вагонами и, в общем, были правы. В каждом 300-пудовом (а это почти 5 т) омнибусе насчитывалось всего 16 мест - 12 мест первого класса и четыре второго.
Выезжая ежедневно из Киева и Житомира в 9.00, автобусы разгонялись на трассе до солидной для тех времен скорости - 35 верст в час (около 37,5 км/час). В городах и селах скорость падала до 15 верст в час, в Киеве ее ограничили до 10. В конечный пункт транспорт прибывал в 16.00, истратив за дорогу три пуда бензина (48 кг, или около 33 л).