Только ленивый не ругал "евробляхи" и водителей из-за полной безнаказанности и хамства на дорогах. Проблему "евроблях" попытались решить в Верховной Раде. Еще 15 июня Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики зарегистрировал два законопроекта № 8487 и № 8488. Но дальше ознакомления законопроекты не прошли и в повестку дня их не включили. Причем дважды.
Суть их сводится к следующему: предусмотрено снижение акциза на новые и б/у машины в 2-10 раз, снятие ограничений по возрасту импортируемых авто. Соответствующие изменения будут внесены в Налоговый и Таможенный кодексы.
Выгодно это будет простым украинцам, которым не по карману машины из салона, предпринимателям, ФОПам или простым "гонщикам", которые наладят ввоз подержанных автомобилей в Украину и смогут их официально растаможить.
Не выгодно владельцам литовских и польских "фирм", которые ввозили иномарки на иностранной регистрации. Ударит принятие законопроектов по импортерам и дилерам, продающим новые автомобили. Так как после принятия законопроектов каждый желающий сможет торговать подержанными "двухлетками-пятилетками", и брать машину в салоне станет бессмысленно половине сегодняшних клиентов. А конкурировать с такими продавцами будет сложно, потому что машины все равно будут на порядок дешевле салонных.
Естественно, мнения водителей по этому вопросу разделились. Для кого-то законопроект – это реальная возможность выйти из тени и законно зарегистрировать машину, для кого-то – дополнительные расходы.
- Законопроект будет полезен простым украинцам. Конечно, повышение суммы сборов с возрастом автомобиля как мне кажется, не очень справедливо. Но все равно, это лучше, чем сейчас, когда автомобиль ниже "Евро 5" вообще официально растаможить и поставить на учет нельзя. Акциз 960 евро за автомобиль 2005 года – это терпимо. При этом права будут как у всех, и не нужно будет каждый раз дергаться при виде полиции, - рассказал "КП в Украине" таксист Дмитрий Смирнов, работающий на своей "бляхе".
Есть и другая точка зрения.
- Если посчитать все налоги, то машина получится дороже, чем сейчас, как минимум в два раза. Не нужно забывать о пошлине, НДС, первой регистрации, пенсионном сборе и т.д. Я лично против этого. Я на машине деньги зарабатываю, а меня лишат заработка, если придется от нее отказаться. Я готов идти Верховную Раду блокировать если будет нужно, - комментирует киевлянин и владелец крепко подержанной "евробляхи" Алексей Назар.
Есть и еще один вопрос, который волнует практически всех, кто уже ездит на "евробляхах" - что будет с теми машинами, которые уже в Украине? Согласно законопроекту, они должны будут вывезти свою машину и ввезти обратно уже на общих основаниях. Ну, или отправить на разборку – тут уж как кому выгоднее.
Пока депутаты думают, что делать с законопроектами, на сцену вышел Кабинет министров и решил проблему с "евробляхами" по-своему.
Постановление КМУ №479 "Про реализацию экспериментального проекта по созданию условий для невозможности уклониться от уплаты таможенных платежей" 21 июня было напечатано в официальном издании и вступило в действие. Работать оно будет до 31 декабря 2018 года включительно.
Постановление разрешает полицейским круглосуточно находится в зонах таможенного контроля, в пунктах пропуска через государственную границу и в других местах, подчиненных органам ГФС. Кроме того, полиция получила доступ к автоматизированной системе таможенного оформления "Инспектор – 2006".
- Это автоматическая система таможенного оформления, в которой есть вся информация о транспорте, который въехал в Украину в режимах "Временный ввоз - ВВ" на 1 год или в режиме "Транзит" на 5/10 дней, - объясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, - согласно постановлению КМУ 1388 все авто, ввезенные в Украину в режиме ВВ сроком больше чем на 90 дней, подлежат регистрации в СЦ МВД и в случае их не регистрации в эти сроки считаются "не зарегистрированными", а их водителей полиция обязана останавливать и штрафовать по статье 121 КОАП ( 1- й раз - штраф, повторно- штраф и "принудительное изъятие авто").
Все вроде бы просто, но только эта норма ранее не выполнялась. Потому что полиция не могла "на глаз" определить 1 день или 91 дней пребывает авто в Украине, в каком режиме оно ввезено и нарушились ли сроки пребывания этого авто в стране. А останавливать безосновательно и предлагать показать таможенные документы, на основании которых ввезли авто, полиция права не имеет.
Теперь полиция в базе "Инспектор – 2006", по словам Олега Назаренко, сможет получить данные обо всех машинах, которые пребывают в стране больше 90 дней и не зарегистрировались в положенные сроки, вводить данные нарушителя в систему "Рубеж", которая считывает номер проезжающего автомобиля и сообщает о том, что он в базе розыска незарегистрированных машин.
После этого полиция получает абсолютно законные основания останавливать машины и штрафовать согласно статье 121 КоАП за передвижение на незарегистрированном авто. Штраф – от 40 до 50 необлагаемых минимумов. Но это на первый раз. Повторное нарушение в течении года – лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев или административный арест на срок от пяти до десяти суток. То же самое касается машин, которые ввезли, как транзитные.