Мы живем в стране, где грамотность считается одним из главных достоинств интеллигентного человека. А что делать тем, кто очень хочет, но просто не может писать грамотно? Не расстраивайтесь, вы не одиноки, многие талантливые и даже гениальные люди делали орфографические ошибки, но это никак не сказалось на их судьбе.
"КП в Украине" решила вспомнить авторов, которые по тем или иным причинам не до конца освоили правила орфографии и пунктуации.
Поэт весьма вольно обращался с окончаниями. В "Евгении Онегине", например, он пишет о семинаристе в "желтой шале", а в "Дубровском" о маленьком человеке во "фризовой шинеле". Пушкин спокойно мог написать "селы" и "бревны", вместо "села" и "бревна", а также "серебряной" вместо "серебряный". Многие лингвисты и литературоведы объясняли это тем, что языковое сознание поэта было крепко связано с народными говорами. Однако ошибка есть ошибка, как ее ни назови.
Андерсен вообще был человеком противоречивым. Знаменитый сказочник, собственные произведения для самых маленьких он не любил и гордился только пьесами и романами. Он много сделал для детской литературы, однако самих детей терпеть не мог и старался держаться от них подальше. Сочинителем Андерсен был отменным, но до конца жизни писал с ошибками.
В школе он учился неважно, и до конца жизни писал с ошибками. Есть мнение, что писатель был дислексиком. Считался "потрясающе неграмотным" автором. Его рукописи возвращали, даже не дочитав до конца. Одна из газет писала: "Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем".
Из-за этого сказочник тратил немалые деньги на вычитку и корректуру своих текстов.
Не менее парадоксальным, чем знаменитый датский сказочник, был и его младший современник, англичанин Чарльз Лютвидж Доджсон, вошедший в историю под псевдонимом "Льюис Кэрролл". Математик, логик, философ, богослов и фотограф, он создал одну из самых странных и сюрреалистических сказок в истории литературы. Однако при всех своих талантах, автор "Алисы в Стране чудес" постоянно писал с ошибками, что не подобало джентльмену викторианской эпохи. Впрочем, сам он от этого нисколько не страдал.
Первая ласточка реализма, блестящий сатирик и одна из самых известных английских писательниц, Джейн Остен также недостаточно хорошо освоила грамоту. И если биографы Кэрролла говорят о дислексии писателя, то в случае с автором "Гордости и предубеждения" никаких данных о ее особенностях восприятия текста нет. Она не могла обойтись без постоянной помощи корректоров, которые, на ее удачу, всегда находились.
В мемуарах поэт вспоминал о публикации своих произведений: "Напечатал „Флейту позвоночника“ и „Облако“. Облако вышло перистое. Цензура в него дула. Страниц шесть сплошных точек. С тех пор у меня ненависть к точкам. К запятым тоже".
Ненависть к точкам у него появилась задолго до того, как "Флейта" и "Облако" увидели свет. Литературоведы уверены, что у Маяковского была дислексия и он просто не понимал, куда ставить знаки препинания. Возможно, благодаря неспособности поэта освоить пунктуацию, родилась его знаменитая стихотворная "лесенка".
Той же особенностью, что и у Маяковского - дислексия, обладала Агата Кристи. Королева детективов могла придумывать интереснейшие истории, но записывала их с ошибками. Помешало ли ей это? Конечно же, нет. По популярности ее книги сравнивают со сборниками пьес Шекспира, который, впрочем, сам записывал свое имя всегда по-разному.
В отличие от Агаты Кристи, Хемингуэй не был дислексиком, он просто считал, что вычитывать его рукописи — работа редакторов и корректоров, а сам же он — творец, который может себе позволить написать вместо moving (движение) странное слово moveing.
Успехами в школе будущий писатель не блистал. Его дважды оставляли на второй год. В третьем классе – из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. Впрочем, и по русской словесности Чехов не был отличником. Правда, у него было веское оправдание: с ранних лет мальчику приходилось помогать отцу с лавкой, присматривая за продавцами.
Проблемы с грамотностью испытывали не только писатели. Среди "не любителей точек и запятых" были многие вошедшие в историю людей.
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в западных странах в понятие дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:
Мальчик писал эссе по роману 1997 года "Невыносимая любовь", который входит в школьную программу.