Двадцать пять докторов и кандидатов наук, цвет педагогического сообщества, потратили свое время и бюджетные деньги, корпя над экспертизой электронных версий школьных учебников в поисках дискриминационных моментов. И нашли! Не будь они доктора и кандидаты…
Судя по отчету, который рабочая группа предоставила в Министерство образования, учебники в таком виде детям давать нельзя. Там все пропитано дискриминацией, особенно картинки. Например:
Кстати, под гендерное неравенство попало практически все, где есть девочки и мальчики. Девочки варят обед - дискриминация. Мальчики мастерят скворечник - дискриминация. В общем или все варят, или никто. Сидите не жравши.
К возрастной дискриминации отнесли и то, что людей пожилого возраста сплошь и рядом изображают немощными стариками, которые нуждаются в помощи и поддержке. Видимо, авторы хотели видеть в книгах изображение Хью Хефнера - владельца "Плейбоя", который и на старости лет был окружен десятками полуголых красавиц. Ах, да - это тоже дискриминация. Парочка полуголых девушек должны быть страшными.
Но нашлись в учебниках грехи и пострашнее. Например, на станицах встречаются нетолерантные слова "негр", "жид" или "цыган". Еще в учебниках напрочь отсутствует упоминание о людях с инвалидностью, которых в Украине насчитывается 2,5 млн.
Шутки шутками, но работа эта проведена по заказу Министерства образования. И с ней придется считаться. Тут мнения экспертов разделились.
По словам кандидата педагогических наук, преподавателя Владимира Бойко, после правок, которые внесут в учебники, дети получат шанс вырасти более подготовленными к окружающему миру и доминирующим в нем ценностям.
- Мы идем по пути Европы, которая давно отказалась от стереотипов поведения, навязанных женщинам и мужчинам. Ведь мужчина не должен быть героем априори, а женщина - домохозяйкой, - говорит Бойко. - Если я правильно понял суть исправлений, то детям хотят показать, что все люди имеют равные права, могут быть кем угодно. То же самое касается людей с инвалидностью - они должны воспринимать себя как полноценные члены общества, и воспитывать это нужно со школьной скамьи.
Психолог Сергей Романенко уверен, что, отменив традиционную модель, мы рискуем в будущем получить людей, которые не смогут сами создать семьи и вырастить детей.
- Когда мы исключаем традиционную модель семьи на уровне школьных учебников, мы играем с огнем. Пройдет еще десять лет - и вырастет поколение, для которого нормой станут неполные семьи, - считает психолог. - И не потому, что они не будут этого хотеть, а просто потому, что не будут знать, как и для чего создавать полноценную семью, состоящую из мамы-папы-детей. А это означает, что количество матерей-одиночек вырастет в разы. И, кстати, очень странно, что в учебники еще не внесли модель семьи с двумя мамами и двумя папами как норму.
Эксперт в сфере образования Владимир Спиваковский действия Министерства образования вообще не хочет комментировать. Он уверен: школа должна учить великому, доброму, вечному. И на этом постулате эксперт советует остановиться.