21 ноября
Загрузить еще

Из школьных учебников хотят исключить "родителей", красивых девочек и мастеровитых мальчиков

Из школьных учебников хотят исключить
Фото: Из школьных учебников хотят исключить «родителей», красивых девочек и мастеровитых мальчиков. Фото: Александр ГОНЧАРОВ

Двадцать пять докторов и кандидатов наук, цвет педагогического сообщества, потратили свое время и бюджетные деньги, корпя над экспертизой электронных версий школьных учебников в поисках дискриминационных моментов. И нашли! Не будь они доктора и кандидаты…

Смотришь в книгу - видишь…

Судя по отчету, который рабочая группа предоставила в Министерство образования, учебники в таком виде детям давать нельзя. Там все пропитано дискриминацией, особенно картинки. Например:

  • "Самыми близкими для тебя являются члены твоей семьи: родители, братья и сестры". "Из скольких лиц состоит твоя семья? Как их зовут? Чему тебя учат мама и папа? Как заботятся друг о друге в твоей семье?" И картинка: мама, папа и дети. Это дискриминация по семейному положению. Потому что текст и иллюстрация "пропагандируют полную семью как единственную нормативную и может быть травмирующим обстоятельством, является дискриминационным по отношению к тем детям, которые растут в неполных семьях". По этой причине само слово "родители" могут заменить на "родные".
  • "У папы в мастерской семь полок". Это гендерная дискриминация, потому что мастерская может быть и у мамы. Поэтому папу из фразы рекомендуют вычеркнуть. Бог весть чья это мастерская с семью полками. 
  • Изображена девочка, которая сидит за партой правильно. Гендерная дискриминация. Может сформироваться стереотипное убеждение, что красота для девочки - главное. Нужно дорисовать мальчика, который тоже сидит правильно. Но кто тогда должен для наглядности и сравнения сидеть за партой неправильно? Завуч?

Кстати, под гендерное неравенство попало практически все, где есть девочки и мальчики. Девочки варят обед - дискриминация. Мальчики мастерят скворечник - дискриминация. В общем или все варят, или никто. Сидите не жравши.

  • "На изображении лисица и бегемот в юбках определяют, чья талия тоньше или толще". Это, оказывается, стереотипизации и сегрегация (политика принудительного отделения какой-либо группы населения. - Авт.). Но теперь права бегемотов защищены. 
  • "Как относятся к тебе взрослые члены семьи, когда ты им помогаешь выполнять посильную домашнюю работу?". Дискриминация по возрасту. Взрослые должны относиться к ребенку хорошо, любить, уважать и заботиться независимо от того, помогает он или нет. Если ребенок не хочет помогать, это означает, что взрослые просто не смогли увлечь его такой деятельностью. 

К возрастной дискриминации отнесли и то, что людей пожилого возраста сплошь и рядом изображают немощными стариками, которые нуждаются в помощи и поддержке. Видимо, авторы хотели видеть в книгах изображение Хью Хефнера - владельца "Плейбоя", который и на старости лет был окружен десятками полуголых красавиц. Ах, да - это тоже дискриминация. Парочка полуголых девушек должны быть страшными.

  • "Где работают твои родители?". Вопрос нарушает сразу три пункта. Во-первых, не у всех есть родители, во-вторых, не все они работают. И, в-третьих, Закон "О защите персональных данных" никто не отменял. 
  • "Классы и размещение парт изображено "по-старому". Оказывается, в соответствии с концепцией Новой украинской школы должны стоять одноместные парты. Видимо, бедному художнику придется еще дорисовать и компьютеры, которые в концепции наверняка есть. А на деле сами знаете…

Но нашлись в учебниках грехи и пострашнее. Например, на станицах встречаются нетолерантные слова "негр", "жид" или "цыган". Еще в учебниках напрочь отсутствует упоминание о людях с инвалидностью, которых в Украине насчитывается 2,5 млн.  

 
 

Неполные семьи станут нормой?

Шутки шутками, но работа эта проведена по заказу Министерства образования. И с ней придется считаться. Тут мнения экспертов разделились.  

По словам кандидата педагогических наук, преподавателя Владимира Бойко, после правок, которые внесут в учебники, дети получат шанс вырасти более подготовленными к окружающему миру и доминирующим в нем ценностям. 

- Мы идем по пути Европы, которая давно отказалась от стереотипов поведения, навязанных женщинам и мужчинам. Ведь мужчина не должен быть героем априори, а женщина - домохозяйкой, - говорит Бойко. - Если я правильно понял суть исправлений, то детям хотят показать, что все люди имеют равные права, могут быть кем угодно. То же самое касается людей с инвалидностью - они должны воспринимать себя как полноценные члены общества, и воспитывать это нужно со школьной скамьи.  

Психолог Сергей Романенко уверен, что, отменив традиционную модель, мы рискуем в будущем получить людей, которые не смогут сами создать семьи и вырастить детей.  

- Когда мы исключаем традиционную модель семьи на уровне школьных учебников, мы играем с огнем. Пройдет еще десять лет - и вырастет поколение, для которого нормой станут неполные семьи, - считает психолог. - И не потому, что они не будут этого хотеть, а просто потому, что не будут знать, как и для чего создавать полноценную семью, состоящую из мамы-папы-детей. А это означает, что количество матерей-одиночек вырастет в разы. И, кстати, очень странно, что в учебники еще не внесли модель семьи с двумя мамами и двумя папами как норму. 

Эксперт в сфере образования Владимир Спиваковский действия Министерства образования вообще не хочет комментировать. Он уверен: школа должна учить великому, доброму, вечному. И на этом постулате эксперт советует остановиться. 

 
 

 

Новости по теме: образование учебники