А за кинокарьеру успел поработать со звездами советского кино - Джигарханяном, Куравлевым, Дуровым и даже подменял индийского любимца женщин Митхуна Чакраборти.
Его имя без преувеличения известно каждому жителю Кривого Рога. Местная легенда и знаменитость - 61-летний Виталий Бондарь известен своим мастерством экстремального вождения мотоцикла и автомобиля, невероятными трюками и необычными рекордами. Первый рекорд каскадер установил в 1993 году. Тогда расстояние от Днепра до Кривого Рога он преодолел на мотоцикле за 2 часа 25 минут. "Эка невидаль", - подумаете вы. Однако все это время Виталий Анатольевич не сидел, а… стоял на уровне сиденья, не касаясь руля мотоцикла. На следующий рекорд в 1994-м каскадера спровоцировал его друг-журналист. Позвонил однажды и сказал: а слабо показать перед всеми трюк из кино?
- Я согласился, сказал, что покажу затяжной прыжок на мотоцикле, как делал это в кино - 20 метров с обрыва в реку, - рассказал "КП" в Украине" мужчина. - Потом мы с группой уехали на гастроли с шоу-программой автомотородео в Китай, вернулись - была уже поздняя осень. Я говорю Коле, мол, давай перенесем, когда потеплеет. Он ни в какую! Ну я махнул рукой, посмотрел в календарь и сказал: через две недели прыгаю.
Две недели Виталий Анатольевич готовился к трюку, а когда наступил назначенный день - ощущение было, что в городе ждут едва ли не самого президента.
- Дорога, где планировался трюк, была перекрыта, пришло около ста тысяч народу, даже на крышах многоэтажек сидели зрители, чтобы посмотреть, - улыбается каскадер. - Тогдашний начальник городской милиции смеялся, что в тот день никакой преступности зафиксировано не было. Все были увлечены рекордом.
|
Оба рекорда Бондаря были внесены в Книгу рекордов Украины. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и трюкач решил взять повыше и замахнуться на Книгу Гиннесса. Тем более подвернулся отличный повод - 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Криворожанин снова встал на сиденье мотоцикла и, не касаясь руля управления, стоя проехал теперь уже 2025 километров по маршруту Киев - Варшава - Берлин - Париж - Лондон.
За спиной всю внушительную дистанцию развевался флаг Украины, остановки делались, чтобы возложить цветы к памятникам погибших солдат. Весь путь спортсмена сопровождали вспышки камер крупнейших европейских газет. Однако в Англию украинца не пустили, английская полиция не позволила ехать по их автобанам, управляя мотоциклом таким необычным образом. Рекорд в Книгу Гиннесса не внесли, но по другой причине - за регистрацию нужно было заплатить немалую сумму - 1900 долларов.
- Я принципиально отказался платить такие деньги; как спортсмен, я доказал, что это возможно и что я это сделал, - говорит Виталий Анатольевич. - Только когда проехал весь путь, осознал, какая же это была авантюра! Но для меня не важно, чтобы мое имя было в Книге Гиннесса, а важно то, что никто этот трюк не повторил. Знаете, я и сам бы его не повторил, если бы мне вдруг предложили сделать это снова.
Виталия Анатольевича и его ребят из группы каскадеров, которую он основал тридцать лет тому назад, хорошо знают в актерской среде. Бондарю посчастливилось работать с такими легендами советского кинематографа, как Лев Дуров, Леонид Куравлев, Армен Джигарханян, Владимир Конкин, Анна Самохина, Вячеслав Шалевич, Юрий Шлыков.
- Все они очень тепло относились к каскадерам, бесконечно благодарили нас, ведь понимали, что мы рискуем вместо них, - рассказывает трюкач. - Помню, как работали в картине, где снималась Светлана Тормахова. По сюжету она делает опасный трюк на мотоцикле, а она-то и ездить не умела. Вместо нее в кино все трюки выполнял я. Так она после каждого дубля подходила ко мне, обнимала и целовала.
С теплотой вспоминает криворожанин и о том, как "подменял" на трюках известного индийского актера Митхуна Чакраборти, ставшего бешено популярным после выхода на экраны "Танцора диско". Танцы танцами, но в советско-индийской картине "По закону джунглей" Митхуну предстояли опасные трюки, которые за него выполнял украинский каскадер.
|
Конечно, за всю многолетнюю работу и в кино, и в гонках на выживание, и в мотокроссе, которыми Виталий Анатольевич занимался профессионально, случалось всякое. Но негласное правило каскадеров - о своих травмах не говорить.
- Травма в нашем деле - это поражение, это значит, что ты не профессионально выполнил трюк, - поясняет мастер. - И самое сложное в работе каскадера даже не сам трюк, а подготовка к нему. Трюк может занимать пару секунд, а подготовка к нему иногда длится месяцами. И когда ты знаешь, что необходимое оборудование готово, то уверен, что все получится. И не верьте, что каскадеры безбашенные люди и не ценят жизнь, мы ценим ее куда больше других.
Гонки на выживание на автомобилях и мотокроссы, рекорды и каскадерские трюки для семьи Виталия Анатольевича привычное дело, но только в исполнении главы семейства. Супруга Татьяна переживает в этом плане исключительно за мужа, поскольку сын Ричард избрал для себя другой путь.
- Я никогда не желал сыну карьеры каскадера, не хотел и не хочу этого. Сейчас это не самая востребованная профессия в нашей стране, - говорит мужчина. - Сын учится в университете на ветеринара, хочет быть хорошим хирургом и мечтает лечить не домашних животных, а диких зверей. Я этому безумно рад.
При ассоциации каскадеров Виталий Бондарь открыл школу водительского мастерства и с удовольствием обучает всех желающих секретам управления автомобиля и экстремального вождения. Недавно издал книгу-учебник "Безопасное управление автомобилем. Экстремальное вождение". А в будущем хочет открыть школу водительского мастерства для детей.
- Я бы обучал детей управлению автомобилем с 12 лет, они в таком возрасте легко усваивают материал, мышечная память не "забита" неправильными действиями, нет страха перед дорогой, - говорит каскадер. - Поэтому психологически им легче совершать маневры. У меня были ребята, которые очень легко совершали на большой скорости разворот в 360 градусов на льду и ехали дальше.
В целом, по мнению Виталия Анатольевича, большое количество ДТП на наших дорогах происходит по той причине, что в автошколах не преподают технику руления и экстренного торможения. Как следствие - большинство водителей не имеют навыков противодействия аварийным ситуациям.