Эта публикация призвана помочь людям, которые приходят в Церковь, сориентироваться в происходящих там событиях и приобщиться к таинству Святого богослужения не только душой, но и разумом.
Войдя в храм, вы в его центральной части увидите места для верующих. В восточной части строения традиционно располагается на возвышении алтарь, отгороженный от остальной части храма иконостасом. В самом центре алтаря располагается престол - самое святое место во всем храме. Это особо освященный высокий пятиугольный стол, который покрыт двумя скатертями - белотканной нижней и верхней парчовой. Средину стола занимает антиминс - шелковый платок с изображением положения во гроб Иисуса Христа. В антиминс принято завивать частицу мощей какого-нибудь святого как напоминание о том, что храм зиждется на крови мучеников и житиях святых.
Там же находится большой золоченый крест, украшенный драгоценными камнями. Он располагается сразу за антиминсом в дальнем выступе престола. Прямо под антиминсом лежит Евангелие, а чуть сбоку от стола стоит дарохранительница с причастием. За самим престолом установлен большой деревянный запрестольный крест и семисвечник на подставке. Вместо свечей в нем могут быть закреплены семь лампад.
В северной части алтаря стоит жертвенник - четырехугольный высокий столик для приготовления хлеба и вина. На нем расположен дискос - небольшое круглое блюдо на ножке для помещения хлеба, лежит копие - маленький особый ножик для нарезания просфирок и лжица - серебряная ложечка для причастия.
По сторонам от иконостаса над полом возвышаются солеи и выдается выступом амвон, откуда во время богослужения священник или диакон произносят ектении и читают Евангелие.
Сразу за амвоном, в самом центре иконостаса, располагаются Царские врата, через которые во время богослужения имеют право проходить лишь священники или священнослужители еще более высокого ранга - епископы, архиепископы, митрополиты или сам патриарх. На створках Царских врат размещены иконы Благовещения и четырех канонизированных евангелистов - Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Прямо над Царскими вратами можно увидеть изображение Тайной вечери.
За основу здесь принят библейский сюжет празднования Ветхозаветной Пасхи Иисусом Христом вместе со своими учениками в последний раз перед его распятием. Этот праздник в те времена отмечался всеми иудеями в ознаменование их древнего Исхода из Египта. На самом деле исторические корни иудейской Пасхи намного глубже и связаны с празднеством урожая. Но именно в тот вечер, о котором идет речь в Тайной вечере, произошло два важных события. Во-первых, Иисус открыл ученикам, кто из них предаст Его, протянув традиционный кусок хлеба Иуде Искариоту. Приняв угощение, тот сразу же покинул трапезу, и тогда Христос совершил другое деяние, известное как установление святейшего таинства причащения.
В начале каждого богослужения первыми появляются диаконы в строгих парчовых стихарях с переброшенными через левое плечо орарями и в расшитых изображениями крестов поручах. За ними протодиакон в двойном ораре открывает шествие иереев в полном облачении. Золотопарчовые фелони (ризы) красиво сочетаются с фиолетовыми камилавками на их головах. В глубоких передних вырезах фелоней хорошо видны свободно ниспадающие вниз две соединенные полосы епитрахили и личные награды каждого из иереев - бахромчатые набедренники слева и ромбовидные палицы справа. Завершает процессию протопресвитер в cаккосе со звонцами, онофоре с вышитыми крестами и в белом клобуке.
Существуют шесть групп праздников, при которых цветовая гамма богослужебных одеяний приобретает конкретное символическое значение. Например, Дням памяти Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей при богослужении положен золотой цвет и некоторые оттенки желтого. Дни памяти Богородицы требуют облачения священнослужителей в голубой и белый цвета. Дням памяти о Кресте Господнем предпочтителен фиолетовый и темно-красный цвет одеяний.
В дни постов священнослужителям необходимо надевать облачения черного цвета. А еще можно видеть священнослужителей в зеленых, ярко-красных, темно-синих облачениях, но никогда в оранжевых. Этот промежуточный цвет между красным и желтым православной церковью не канонизирован. Вместо него принят золотой цвет солнечной Небесной Благодати и два дополнительных цвета - белый и черный. Первый символизирует чистоту, скромность, богоугодность помыслов и деяний человеческих, а второй - смирение, подвижничество и готовность к испытаниям во славу Господа.
Другие цвета также имеют свой глубокий литургический смысл. Если золотой, как уже упоминалось, - это солнечный животворящий цвет, то желтый - лунный, жизнеопределяющий, а красный - цвет крови и искупающего огня. Под зеленым цветом подразумевается обновление, развитие, жизнеутверждение. Голубой цвет символизирует Божью благодать, небесные чертоги и реку жизни. Синий и фиолетовый цвета в определенной степени свидетельствуют о смирении гордыни, служении Богу и причастности к таинствам.
С учетом этой символики, заключающей в себе тайное значение цвета облачений, священнослужители могут и должны менять свои облачения даже в течение одного празднества. Так, в первый день православной Пасхи богослужение должно начинаться в белых облачениях, а со второго дня продолжаться в красных.