Готовь сани летом, а школу для первоклассника начинай выбирать зимой. Иначе потом к лету все места уже будут заняты. Конечно, можно не париться и отдать свое чадо в ближайшее к дому учебное заведение, куда его обязаны принять без возражений. Но если вы придирчивый родитель, то обойдете все школы в округе, чтобы выбрать самую-самую.
Вот только вопрос: учитывают ли взрослые в своем выборе мнение самого ребенка? Что от школы хочет получить сам подросток? Чтобы выяснить истинные учебные запросы подрастающего поколения, "КП" в Украине" опросила нынешних школьников на предмет "каким должен быть первый учитель", "важен ли уровень обучения в школе", "удобное расположение школы", "суммы школьных поборов", "есть ли в школе продленка", "как кормят", "насколько школа безопасна" и "количество школьников в классе". И составила свой рейтинг.
Для большинства опрошенных школьников очень важно справедливое отношение первого учителя, ведь именно этот человек формирует у ребенка отношение к школе.
- В первом, втором и третьем классах наша классная руководительница разрешала своим любимчикам переписывать контрольные работы после уроков. Это отбивает всякое желание учиться, потому что несправедливо - все должны быть в равных условиях. А так пишешь контрольную и понимаешь: кто-то просто за подарки получит оценку гораздо лучше, чем ты за знания, - рассказывает "КП" в Украине" ученик одного из киевских лицеев Игорь Смирнов.
Совет родителям. Узнать о методах преподавания, а заодно и о душевных качествах учителя, который будет вести первые четыре класса, по мнению педагога с двадцатилетним стажем Людмилы Кривенко, не сложно.
- Родители, когда окончательно определяются со школой, подходят к администрации и выясняют имена и фамилии будущих классных руководителей. А дальше - дело техники: расспросить родителей тех детей, которые учились у педагогов; посидеть на "мамских" форумах; запустить "сарафанное радио". И уже на основе собранной информации решить, подходит ли такой первый учитель или стоит поискать другую школу, - советует педагог.
В лидеры вошел и показатель безопасности в школе. Дети наперебой рассказывали истории, как в самой школе и на ее территории попадали в неприятные ситуации: то пьяные бомжи на лавках кричали и перепугали малышню, то старшеклассники отбирали телефоны - "позвонить маме", то одноклассники "ботанов" окунали тех головой в унитаз. Но с некоторыми случались вещи и пострашнее.
- Я в третьем классе ходил в летний школьный лагерь. В один из дней в школу зашел мужчина, спрятался в женском туалете, дождался девочку, которая туда зашла, и практически ее задушил. Нам сказали, что он пытался ее изнасиловать, но ей удалось вырваться. Я после этого год боялся один в туалет ходить. В нашей школе сидит охрана, и всех спрашивают, кто к кому идет, звонят по телефону, вызывают учеников вниз, - рассказывает "КП" в Украине" ученик одного из киевских лицеев Вова Чалый. Другие же школьники добавляют, что было бы неплохо, если бы охрана во время перемен ходила по школьному двору и прогоняла бомжей и пьяниц.
Совет родителям. Узнать о состоянии внутренней безопасности в выбранных школах не сложно. Для этого будет достаточно прийти туда во внеурочное время и попробовать самовольно пойти гулять по этажам. И убедиться на своей шкуре, как охрана реагирует на чужаков в школе.
Для школьников, оказывается, важно жить рядом с одноклассниками, так как после уроков с ними можно вместе идти домой, играть, гулять, ходить на школьные кружки или секции. При этом школьников в отличие от родителей совершенно не смущает, что в класс примут много учеников, ведь чем одноклассников больше, тем вероятнее встретить будущих друзей.
- Дети сейчас очень одиноки. Причин этому несколько: с одной стороны, родители предпочитают школы с высоким уровнем обучения. Но, как правило, такие школы находятся в других районах города и большинство детей после уроков, особенно в начальных классах, забирают родители. Естественно, в таком случае у малышей не получается завязать полноценные отношения с одноклассниками. Садиковские друзья уже потеряны, и ребенок после занятий остается без детского коллектива, зато с кучей уроков или дополнительных занятий, - рассказывает школьный психолог Ксения Опанасюк.
Совет родителям. Есть смысл поговорить в садике с родителями и выяснить, кто и в какие школы собирается отдавать детей, договориться и отдать в один класс. Другой вариант – отдать в школу по месту прописки. Там наверняка найдутся ребята из соседних домов. А уже в старшей школе подумать о переводе в школу с высоким уровнем обучения.
Школьников старших классов интересует рейтинг школы и то, насколько легко после ВНО поступают ее выпускники в престижные учебные заведения.
Как рассказали ученики 9-го класса одной из школ в Тернополе, это очень важно - без проблем поступить в вуз на бюджет.
- Мне мама сказала: поступишь на бюджет в киевский вуз, куплю тебе первую машину. Поступишь на контракт – денег на это не будет, все пойдет на учебу. Так что есть стимул. Но если серьезно, то хороший вуз – это путь к хорошей работе, нормальной жизни. И выбирать лучше школу сильную сразу, - делится с нами Назар Ярема, ученик 9-го класса.
Совет родителям. Узнать рейтинг школы гораздо проще, чем подноготную первого учителя: достаточно заглянуть по ссылке на образовательном портале "Освіта" и ознакомиться с рейтингом школ Украины по результатам ВНО 2017 года.
Детей заставляют есть независимо от того, нравится им то, что в тарелках, или же нет. И даже заявления самих родителей не всегда помогают избежать "рыбных котлет и синих макарон с машинным маслом".
- Я помню, как нас не выпускали из столовой, пока мы не доедали все в наших тарелках, а учителя кричали, что из-за нас старшие классы не успеют поесть. Тем, кто не ходил в садик и был непривычным к рыбным котлетам и голубым макаронам, было совсем тяжко. Потом привыкли все, - делится с нами ученица 7-го класса Настя Пономаренко.
Совет родителям. Самое простое – это пойти и самим посмотреть, чем кормят в столовой. Попутно ознакомиться с ценами и ассортиментом булочек и пирожков в школьном буфете, чтобы не удивляться, куда уходят карманные деньги. Стоит еще и полистать меню на каждый день. Если увиденное не устроит, то ребенку можно давать с собой бутерброды, попутно договорившись с классным руководителем, чтобы его не заставляли есть в столовой.
Интересно, что школьников практически не волнуют темы, которые так близки родителям. Например, вопрос размера школьных поборов и взносов "на шторы и День учителя". Наличие продленки для учеников также абсолютно не важно.