В Украине в очередной раз хотят изменить существующий способ регистрации населения по месту проживания, в народе, его до сих пор называют пропиской. О том, что изменится в блоге на сайте "УП" рассказала руководитель сектора политики и реинжиниринга Офиса реформы административных услуг Людмила Рабчинская.
В 2003 году прописку переименовали в "регистрацию места жительства", и установили, что для такой регистрации достаточно просто подать заявление без каких-либо подтверждающих документов. Однако, на практике все оказалось сложнее.
По ее словам, прописка оказалась жизненно необходимой буквально всем: Центризбиркому - для определения списков избирателей, поставщикам коммунальных услуг - для начисления платы за отопление, военкомату - для осуществления воинского учета.
Кроме того, хотели бы вы, чтобы в вашей квартире прописалась сотня людей, о которых вы понятия не имеете, и в отношении которых к вам регулярно наведывались бы участковый инспектор милиции, представитель военкомата или почтальон с повесткой в суд?
Учитывая эти причины, неудивительно, что закон остался на бумаге, а прописка - живее любых другие институтов, доставшихся нам в наследство от советской эпохи.
Так же в Украине отсутствует единая система регистрации. Регистрацию сейчас осуществляют более 10 000 органов и во многих случаях информация о месте проживания остается только в них. Именно поэтому людям часто приходится искать различные справки о составе семьи и количество зарегистрированных, а органы регистрации завалены дополнительной отчетностью.
Под декларативным принципом регистрация осуществляется на основании только одного документа - заявления, подаваемого онлайн или лично. При этом сама по себе регистрация не дает человеку никаких оснований на приобретение прав на имущество по месту регистрации.
Более того, с целью защиты интересов собственника органы регистрации будут выборочно проверять основания регистрации по установленным критериям, блокировать и аннулировать регистрацию.
К тому же, владелец обязательно получит уведомления о регистрации другого лица в его жилище и будет иметь возможность бесплатно обжаловать регистрацию в органе регистрации.
За злоупотребление декларативным принципом налагаться значительные штрафные санкции.
По ее словам, декларативный принцип регистрации имеет много преимуществ: прежде всего, это простота обращения и скорость получения услуги, ведь онлайн регистрация не требует личного представления документов - она займет не более 5 минут и будет доступна круглосуточно.
В случае личного обращения, то с учетом проезда, в среднем справиться можно будет минут за 40. И, безусловно, такое обслуживание должно быть единым стандартом по всей стране.
Механизм декларативного принципа легко вписывается и в украинские реалии. Сначала человек должен получить право на проживание, а уже после этого осуществить регистрацию. Порядок получения права урегулирован в украинском законодательстве и не требует изменений для внедрения декларативного принципа.
Людмила Рабчинская считает, что декларируя место жительства, человек, как и сейчас, будет указывать основание для проживания. Единая система регистрации предоставит возможность обмена данными между различными государственными органами и освободит граждан от необходимости получения и представления бесконечного количества справок о регистрации места проживания, состава семьи и количество зарегистрированных.