Создательница сайта "РАГУ.ЛИ" литературный критик Татьяна Микитенко, которая входила в состав жюри, рассказала "КП" в Украине", по каким критериям определяли сексуально-литературное фиаско.
- Повествование должно вызывать у читателя именно те чувства, которые в нем описываются. Если это страх, то читатель должен бояться, юмор - смеяться, любовь - предаваться романтическим мечтаниям, - говорит нашей газете Татьяна Микитенко. - В произведениях, которые мы оценивали в антипремии, нет ощущения секса и привлекательности. Они вызывают в лучшем случае смех, а в худшем - отвращение. Участники жюри, как и присутствующие на конкурсе слушатели, смеялись, не сдерживая слез. Если эротическая сцена даже самую малость не вызывает соответствующих эмоций - это провал.
Критик считает: сексуальные сцены в данных произведениях неуместны и не несут дополнительной информации. В этих зарисовках харизма, мироощущение героев не раскрываются.
- Когда ты читаешь, например, страстную прямую речь героя Любко Дереша, попадаешь в отдел гастрономии. В описанной "сексуальной" сцене автор перечисляет продукты питания: лук, свинина… - объясняет литературный критик.
В современном искусстве, как подмечает наша собеседница, достаточно много эротических сцен. Их используют для того, чтобы выгоднее продать произведение.
- В фильмах часто появляются обнаженные женщины. За счет эротических картин режиссер продает фильм и получает за него хорошие деньги. То же самое делают и писатели, пытаясь книгу сделать многогранной, но выходит нелепо. Это неплохо, что есть секс в литературе, кино. Но авторам надо показать, что описан он неправильно, - говорит Татьяна Микитенко.
По словам еще одного члена жюри, поэтессы Ники Новиковой, все желающие могли отправлять свои заявки на антипремию. Жанр значения не имеет. Одно требование - произведение должно быть издано за последний год. В этом году оценивали произведения 8 писателей. Это Василий Шкляр, Иван Байдак, Наталья Сняданко, Александр Михед, Саша Завара, Олесь Берлога, Евгения Чуприна.
- Антипремия создана за счет волонтерских средств. Поэтому статуэтку еще не изготовили. В этом году победителю вручали настоящий корень хрена, который купили в супермаркете, - рассказывает Ника Новикова.
Впрочем, из трех победителей на вручение не пришли Василий Шкляр и Любко Дереш. А вот Евгения Чуприна не побоялась.
"КП" в Украине" публикует отрывки из произведений.
|
Евгения Чуприна признается: участие в антипремии ее вовсе не огорчило. Наоборот, это хороший пиар.
- Я к этому конкурсу отношусь с юмором, - говорит "КП" в Украине" Евгения Чуприна. - Хотя я пишу давно, у меня есть своя аудитория, но этот конкурс дал возможность мне стать еще популярнее. Хотя от коллег слышала, что им такой конкурс не понравился.
О том, что она попала в список участвующих в "Золотом хрене", Евгения узнала от читателей, которые стали ей писать в Фейсбуке. Впрочем, свой стиль автор менять не собирается.
- Я пишу стебную поэзию. По-другому никак. Эротические сцены писала с намерением шокировать читателя, - объясняет Евгения Чуприна.
"Я не выдержал и прижал ее к себе, стал целовать, жадно кусая ее губы, теребя бешено ее грудь и упиваясь в нее пальцами так, будто она - не человек, а сладкая мякоть булки.
Спросонья я стал рвать ее пальцами, как раздирают еще горячую буханку хлеба, и Смирна вскрикнула, но не отшатнулась, а только сильнее прижалась ко мне, так, чтобы я почувствовал, какой горячей и мокрой есть ее первоначальная грязь, древняя трясина, из которой выходит все живое, я зарылся лицом в эту трясину, жадно пил ее соки, и они мне показались лучше любых лекарств, они сразу заживили все мои раны.
Ты - жаровня, у которой невыносимо лежать неподвижно. Тебя хочется замучить, как мучают на медленном огне куски свинины. От тебя отдает луком, крупными кусками которого посыпают красное мясо. Ты вся мокрая от сока - сока мяса и сока лука. Тебя надо натирать солью, пока твоя кожа не станет красной. Я кусаю тебя все сильнее, ты шипишь, но не отпускаешь, а только прижимаешься крепче".
"В ванной было прохладно. Она собирала волосы и, как доказательство собственного несовершенства, выбросила в помойку. Впоследствии вернулась к груди, затем опустила руки в зону клитора, но завести себя не смогла. Милан вошел, открыв дверь своим ключом. Андреа не слышала звонков. Он переступил чемоданы, собранные в холле, зашел на кухню и оставил на холодильнике чеки. Его взбудоражила легкая музыка и свет в ванне. Андреа склонила голову, заметив его. Несколько мгновений они стояли неподвижно. У нее сморщилась кожа. Но холодно ей не было. Впрочем, он захотел ее согреть. Поэтому осторожно провел пальцами по спине и, не услышав возражений, потянулся к ягодицам. Она не стеснялась своего тела и не собиралась изображать покорность. Она не отказывала ему, просто не отвечала взаимностью - именно это заставило его остановиться.
- Мне зайти в другой раз?
Она посмотрела на него, и Милан ушел".
Олесь Барлиг, сборник квир-пьес "Звери посмотрят вместо тебя"
"Когда чужой снял с себя всю одежду, девочка начала кричать изо всех сил. Вместо кожаной палки между ног негодяя извивалась змея. Большая змея, которая сразу же подняла блестящую черную головку и пристально посмотрела в полные слез глаза Лены.
Девушка продолжала неистово кричать, а мужчина, приблизившись к ней, одним движением раздвинул ей ноги и навалился сверху, упершись руками в пол. Пока Лена кричала о помощи и снова умоляла чужого не трогать ее, тот начал совать пальцы в волшебное место, куда хотел вонзить свою змею. И та уже открыла пасть с клыками, на кончиках которой висели капли желтоватого яда. Змея была огромной. Девочка таких еще не видела. И как только длинный раздвоенный язык коснулся ее нежного тела, Лена снова завизжала, да так сильно, что у нее чуть ли не вылезли глаза".
"Стефа стучит в дверь ванной - завтрак уже на столе, и я неожиданно даже для себя решаю наказать ее раньше, чем думал. Открываю дверь и втягиваю Стефу в ванную, чтобы утопить в водах Днепра. Белый махровый халатик соскальзывает с нее, как покрывало со статуи, но это не мрамор, не камень, это живая плоть, такая горячая и податливая, что я, опытный убийца-садист, который насиловал девственниц учительниц-комсомолок, бросал, ирод, детей в колодце, вешал на каждой ветке ни в чем не повинных активистов (что там еще я делал, напомните, пожалуйста?). Так вот, я, неисправимый, законченный человекоубийца, у которого руки по локоть в крови, с наслаждением ввожу в нее клинок, и ее стон возбуждает меня до неистовой радости, что омрачает смысл. Раненая, изнеможенная, полуживая, она становится передо мной на колени, я беру ее за волосы, и со временем во мне просыпается что-то человеческое, я покаянно целую ее с головы до ног, пью ее теплое тело, ловлю шелковые, как у жеребенка, губы, которые пахнут зеленой кровью лебедой".