Сторонники милой сердцу святой старины бьют в набат: с наступлением компьютерной эры человечество поразил вирус цифрового слабоумия! Мир для детей сузился до размеров экрана планшета! Электронные помощники отучат людей думать!.. Насколько обоснованны такие опасения? Об этом мы решили расспросить доктора наук Владимира Спиридонова.
- Владимир Феликсович, раньше люди тренировали мозг, переваривая большие линейные тексты - вроде романов Достоевского. Сейчас на нас обрушивается поток в виде нарезки теленовостей, музыкальных и рекламных клипов, кучи небольших постов в соцсетях. Мы почти не заглядываем в тексты, где много букв, скачем по верхам. Так формируется клиповое мышление. Это снижает аналитические способности?
- Ничего принципиально нового не происходит. Да, объем и скорость переработки информации увеличиваются. Но есть много способов дозировать и фильтровать бешеный поток новостей. Скакать по заголовкам - это один из них, так проще понять, что находится внутри сообщения, не читая его. Потом люди развивают умение переключаться между разными задачами...
- Это та самая многозадачность, которой славился Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно?
- Многозадачность - это компьютерный термин. О себе мы говорим в других словах: способность достигать многих целей одновременно, умение параллельно держать несколько контекстов общения. Примеры? Такими качествами обладал основатель Apple Стив Джобс. Если люди хотят зарабатывать, у них сегодня нет иного выхода. Можно сидеть на одной задаче, но это не очень сытая жизнь.
- Таких людей единицы, а что делать остальным?
- Мы недооцениваем пластичность нашего мозга. Возьмем, например, вождение автомобиля. Человеческое зрение возникло в ситуациях, когда наши предки двигались со скоростью не более
20 - 30 км/час. Поэтому, когда вы ведете машину на скорости 120 км/час, ваше зрение не должно работать. В ходе эволюции у него не было возможности к этому адаптироваться. Но мы видим! Да, при этом есть издержки: зрение становится тоннельным, и вы видите значительно меньше объектов! Кроме того, вы можете выехать на встречку и лоб в лоб столкнуться с человеком, который также не рассчитал дистанцию. Почему случаются такие аварии? Homo sapiens привыкли определять расстояние до объекта в положении стоя. Зрение автоматически высчитывает дистанцию, взяв за точку отсчета линию горизонта. Когда вы сидите - горизонт ниже. Отсюда ошибки. Плохо ли, что люди погибают в лобовых столкновениях? Да! Нужно ли запрещать автомобили? Наверное, нет. У каждого вида деятельности есть обратная сторона. В случае с цифровой культурой издержки тоже есть, но они не фатальны. Человеческая природа очень восприимчива к новому. Например, поколение наших родителей не представляло, что по телефону можно смотреть кино. Но сегодня они пусть и в ограниченном виде, но освоили интернет и компьютер.
- Но сегодня сложилась парадоксальная ситуация: впервые не родители учат детей, а, наоборот, дети - родителей. Опыт старшего поколения оказался невостребованным!
- Сам этот способ передачи информации - когда яйца учат курицу - впервые был описан антропологом по имени Маргарет Мид. Знаете, когда был издан этот ее труд? Вы не поверите - в 1934 году! Она работала с аборигенами на островах Тихого океана и обратила внимание, что в разных обществах есть разные механизмы передачи опыта. В примитивных культурах в отличие от Европы и США практически нет передачи опыта в обратную сторону: от молодых к старым. А в западных культурах в эти годы он уже существовал. Напомним, 20 - 30-е годы - это время быстрого промышленного развития, когда появилось много новых профессий, в которых европейская и американская молодежь преуспела куда больше, чем их умудренные опытом отцы. Когда яйца учат курицу, это признак того, что общество развивается.
- Говорят о таком понятии, как "цифровое слабоумие", - люди неспособны сосредотачивать внимание на какой-то одной теме? Станет ли человечество глупее?
- Исследования показывают, что интеллект людей растет. Это называется эффектом Флинна, по имени ученого, который это дело открыл. Он изучал данные тестов по измерению IQ за много лет и увидел, что цифры растут по всему миру.
- Образование стало лучше?
- Скорее принципиально важно, что мамочки стали лучше есть во время беременности. Во всяком случае в странах, где проводилось исследование. Это положительно влияет на ребенка в период внутриутробного развития. Медицина стала лучше, имеется в виду акушерство и гинекология. А еще научились с детьми в дошкольном возрасте работать.
- То есть чем раньше он начнет читать и писать...
- Ни в коем случае! Развивать ребенка - это значит учить рисовать, танцевать, заниматься спортом, языки учить... Так что резервы роста у нас еще есть, и я не стал бы хоронить человечество.
- Интернет заменяет людям реальное общение. В результате мы утрачиваем умение читать мимику, интонации, язык жестов. В повседневной жизни нам станет все сложнее находить общий язык?
- Во-первых, в сетях тоже появляются способы кодификации эмоций, - считает доктор наук Спиридонов. - Во-вторых, трудно понять, где причина, а где следствие. Возможно, сеть действительно не дает сформироваться навыкам живого общения. Но вероятно, что в сетевое общение активно погружаются как раз те люди, которым сложно наладить контакт с окружающими в обычной жизни. Соцсети для них хорошая ниша, поскольку дает другой уровень защищенности и анонимности.
- Люди в сети более раскованны, агрессивны и конфликтны. Перейдет ли эта модель общения из соцсетей в реальную жизнь?
- Проблема в следующем: в сети вы можете сколько угодно глумиться над собеседником, но попасть вам по лицу он не может. Однако, как только вы эту модель поведения попытаетесь вытащить в реальную жизнь, вас начнут бить. Это очень сильно отрезвляет.
- Одни ученые считают, что компьютерные технологии дают человеку новые возможности. Другие полагают, что они отучат человечество думать...
- Ответ лежит не в компьютерах, а в нас с вами. Сами по себе компьютерные технологии не добро и не зло. Это инструмент. Известно, что чаще всего оружием убийства становится кухонный нож. Но запрещать ножи нелепо. Если вы хотите жить не напрягаясь, компьютеры отучат вас думать. Если вы будете эти технологии использовать, чтобы расширить свои возможности, гаджеты сыграют роль волшебной палочки. Какая мотивация возобладает, так мы и будем использовать эти железки.