Русская православная церковь (далее РПЦ) сообщила об обращении Патриарха Украинской православной Церкви Киевского патриархата Филарета к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Он написал письмо от 16 ноября, подписав его "С любовью во Христе - ваш собрат Филарет".
В письме сказано:
- Желая прекратить разделения и распри между православными христианами, восстановить евхаристическое и молитвенное общение, как это надлежит в Единой святой Соборной и Апостольской Церкви, ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами, обращаюсь к вам с призывом принять надлежащие решения, благодаря которым будет положен конец существующему противостоянию. А именно - вменить яко не бывшие все решения, в том числе о прещениях и отлучениях, вышеозначенному препятствующие. ...
За прошедшие годы многие огорчения и раздоры омрачили взаимные отношения между православными в наших странах. Пусть же приблизится день, когда по слову богослужения Пасхального торжества "друг друга обнимем; скажем: "Братья!" и ненавидящим нас, все простим ради воскресения". И я, как ваш собрат и сослужитель, прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем.
|
В Москве состоялся Архиерейский Собор РПЦ, который благословил создание комиссии для переговоров по преодолению церковного раскола в Украине, сообщил сайт Украинской православной церкви Московского патриархата. Члены священного Собора единогласно поддержали это предложение.
В состав комиссии вошли:
Архиерейский собор РПЦ отдельно прописал в уставе Русской православной церкви, что центр управления УПЦ Московского патриархата находится в Киеве.
В действующем уставе статус Украинской православной церкви прописан в пункте 18 главы XI под названием "Самоуправляемые Церкви". Как отметил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (предстоятель УПЦ МП. - Авт.), этот пункт "не в полной мере отображает Определение Архиерейского собора РПЦ 1990 года о предоставлении Украинской православной церкви независимости и самостоятельности в ее управлении".
Предложение киевского митрополита создать отдельную главу под названием "Украинская православная церковь" принято единогласно".
Второе решение на Архиерейском соборе Русской православной церкви касается Общецерковного суда. В устав внесено, что он имеет юрисдикцию во всей Русской церкви, кроме Украинской православно церкви. Отныне он будет именоваться "Высшим общецерковным судом".
Теперь решения по делам представителей духовенства УПЦ, нарушивших церковные каноны, будет утверждать руководство Украинской православной церкви, а не патриарх Московский (он же предстоятель РПЦ. - Авт), как было ранее. При этом конечной апелляционной инстанцией остается Архиерейский собор РПЦ.
В интернете публикуются комментарии лиц, причастных к переговорному процессу, которые противоречат друг другу. Публикуем их без редактирования.
Опубликовано на сайте www.sinfo-mp.ru.
- К сожалению, агентство Интерфакс в своем сообщении неграмотно передало суть письма, направленного бывшим митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом в адрес Святейшего Патриарха Кирилла и епископата Русской Православной Церкви.
Понятие "помилования" не входит в канонический лексикон Православной Церкви и не было употреблено в полученном письме. В нем содержалась просьба об отмене "всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами". Письмо завершалось словами: "Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем".
Эти слова были восприняты членами Архиерейского Собора как свидетельство готовности начать переговоры о преодолении печального разделения, длящегося четверть века. Именно для ведения переговоров, а вовсе не для какого-то "помилования", Собором была сформирована комиссия.
Считаю важным, чтобы те лица, которые будут в дальнейшем вовлечены в переговоры, не реагировали на искаженную подачу церковных решений в средствах массовой информации. Официальная позиция Церкви отражена в определениях, принимаемых церковной властью и публикуемых Церковью на собственных информационных ресурсах.
Священник ответил на вопрос "РИА Новости". Публикуем отрывки из интервью протоиерея, ознакомиться с полной версией можно на сайте "РИА Новости".
- ...Церковь не может отвечать за ту интерпретацию, которую некоторые СМИ дают определению Архиерейского собора. Определение опубликовано на официальном сайте Русской православной церкви. И я рекомендовал бы внимательно читать его всем, кто заинтересован в реальном преодолении раскола, последствия которого весьма болезненно сказываются на состоянии гражданского мира в Украине и на взаимоотношениях между нашими братскими народами.
- Предметом диалога является преодоление раскола, а прещения были вызваны фактом совершившегося раскола. Это означает, что если диалог будет успешным, то возникнут предпосылки для нового рассмотрения тех решений, которые принимались Церковью по этому вопросу в прошлом.
- В истории Церкви были случаи, когда ранее наложенные прещения пересматривались последующими соборами.
- Хотелось бы, чтобы для диалога была создана благоприятная почва. Нужно прекращение враждебной риторики. Нужно прекращение насильственных действий и попыток изгнания верующих из храмов.
- Мы исходим из того, что предложение о диалоге, с которым к нам обратились представители так называемого Киевского патриархата, предполагает готовность отказаться от таких действий по отношению к Украинской православной церкви, которые практиковались в прошлом.
- Очень важно, что на Архиерейском соборе Русской православной церкви не было существенных разногласий в отношении целесообразности начала диалога.
Он заявил РИА Новости, что Украинская православная церковь остается самоуправляемой частью Московского патриархата, а изменения в уставе РПЦ носят технический характер.
В Украине действует каноническая Украинская православная церковь, самоуправляемая церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием структуры — Киевский патриархат (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Сообщение оставлено в Фейсбуке.
1. Сенсация, но это действительно так. Филарет просит прощения. На официальном сайте РПЦ есть закавыченные цитаты из его письма. Что он под этим подразумевает, когда просит прощения, другой вопрос, но просит и это похвально. И Архиерейский Собор РПЦ положительно отнесся к этому шагу, также как и епископат УПЦ.
2. В его ситуации это мужественный, а следовательно и позитивный шаг. Очевидно, что Филарет приближается к закату своей жизни, а перед лицом вечности теряют свою привлекательность любые амбиции, должности, почести, и даже обиды.
3. Сам факт обращения свидетельствует о том, что он (Филарет) осознает, что учинил раскол, и что анафема все-таки "работает". Он уже не надеется на помощь Константинополя, в чем так долго всех нас убеждал он сам и его спикеры, и о чем мы все это время говорили, что этого не произойдет.
4. Анафема на Филарета была наложена по конкретным причинам, а именно за учинение раскола. Так вот, когда раскол будет преодолен, соответственно, исчезнет причина, по которой была наложена анафема. Тогда ее и снимут. Иными словами следует думать, что позиция Собора РПЦ состоит в том, что снятие анафемы с Филарета должно быть следствием преодоления раскола, и вряд ли условием или началом на этом пути.
5. Новость приятная, но думаю, что для начала следует сдержанно отнестись к ее перспективам. Особенно после всего того, что Филарет и его конфессия натворила по отношению к УПЦ за последние годы. Важно, чтобы этот шаг был воспринят Церковью, церковным народом. Но мы христиане, и должны и будем прощать. А во-вторых, сегодняшний вечерний комментарий в Фейсбуке их спикера Евстратия Зори на эту тему свидетельствует о том, что диалог может закончится, не начавшись.
6. Теперь важно, чтобы сам Филарет не поддался давлению радикальных и националистических сил, которых много в его структуре, а также не слушал власть имущих, советы которых однажды его уже увели в раскол в начале 1990-х.
7. Думаю, что этот шаг Филарета может быть проявлением проснувшегося в нем церковного, а не политического мудрования. Возможно, он думает о пользе Церкви. А возможно, за всем этим стоят какие-то другие цели.
Комментарий оставлен в Фейсбуке.
1. Письмо написано по просьбе из Московского патриархата, чтобы быть основанием на Соборе восстановить возможность молитвенного единения. К сожалению, эту возможность Собор отверг.
2. Письмо написано с дипломатическим желанием учесть "лицо" адресата, чтобы он мог сохранить его. К сожалению, адресат не пожелал учесть ничьи интересы, кроме собственных.
3. Речь идет о том, чтобы РПЦ "вменила яко не бывшие" все решения, которые ЕЙ препятствуют общаться с УПЦ КП. То есть, чтобы признала их недействительными с самого начала. Патриарх Филарет анафемы и отлучения никогда не признавал и не признает, потому ЕГО они не волнуют. Те, кого это волнует, пусть ищут способ, как их отменить.
4. У патриарха нет причин "каяться перед РПЦ", потому что он не виноват ни в чем из того, в чем его обвиняют. А прощать и просить прощения ЛИЧНО - обязанность каждого христианина.
5. Патриарх Филарет как Предстоятель Церкви является собратом всем другим Патриархам и Предстоятелей. Даже если они ведут себя не по-братски.
Комментарий опубликован на сайте www.news.church.ua. Священник сделал заявление на телевидении, в программе fakty.ictv.ua.
- Все архиереи Русской Православной Церкви, около 350 человек, которые собрались в Москве (а речь про управленцев епархий не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, Латинской и Северной Америке), единогласно проголосовали за внесение соответствующего раздела в устав, которым определяются права Украинская Православной Церкви среди других церквей мирового Православия.
Еще в 1990 году Украинская Православная Церковь получила от Московского Патриарха документ, в котором она определялась со статусом самостоятельной и независимой в своем управлении. Архиереи документально отметили на этом статусе и особых правах, которые гораздо шире, чем права многих других православных церквей в разных концах света.
УПЦ сама выбирает своего главу - Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, украинские епископы избираются только синодом УПЦ, ни один епископ из России не вправе участвовать в работе любых руководящих органов УПЦ.
В течение 27 лет особые права украинской церкви постоянно дополнялись и расширялись.
Те, кто говорят, что Украинская Православная Церковь не имеет самоуправления, ошибались. На самом деле украинские архиереи всегда определяли главные аспекты церковной жизни самостоятельно. Однако ноябрьские дополнение объединили все нормы церковного управления в Украине, принятые с 1990 года в один документ.
РПЦ лишила Филарета сана в июне 1992 года. Соответствующее решение принял Архиерейский Собор Русской православной церкви. Тогда Филарет своей вины не признал и не подчинился решению Собора. В феврале 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церквион был отлучен от Церкви и предан анафеме.
В постановлении было сказано: "Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей". Отлучения Филарет также не признал и назвал его политически мотивированным.