- После четвертого ребенка количество детей не замечаешь. Они начинают самоорганизовываться. А ты пребываешь в счастье, - заканчивает мысль отец Андрей.
39-летний Андрей Пинчук - батюшка в селе Волосское, в тридцати километрах от Днепра. Год назад односельчане выбрали его своим старостой. Но наш рассказ не об этом. Андрей Пинчук - отец тринадцати детей, десять из которых приемные.
Много воды утекло с тех пор, как семья взяла первого приемного ребенка. Дети прибавлялись, росли, менялось их отношение к миру. Об этих переменах, о сложностях воспитания, о своем опыте многодетного батюшки - Пинчук рассказывает в своем Фейсбуке, снабдив истории красноречивым хештегом #похоронитеменязаплинтусом.
Самые интересные выдержки этих историй "КП" в Украине" сегодня публикует.
Я про приемных детей. Милыми, добрыми, инициативными? Нет! Волчатами: грустными, нахмуренными и не умеющими улыбаться. От 6 до 12 месяцев уйдет на то, чтобы взгляд немного поменялся, ушел страх и появилась искренняя улыбка.
Когда Ване, нашему приемному сыну, исполнилось лет эдак 13-14, он попросил меня сменить его фамилию на мою. "Вау! - подумал я. - Какая признательность и любовь к своим приемным родителям!" Я предложил Ване подождать пару лет, после чего обещал сменить его фамилию. Через пару лет Ване было уже не до этого.
Когда Пете исполнилось лет 13-14, он тоже попросил меня сменить его фамилию на мою. Я уже был научен и сказал ему: "Сынок, подождем пару лет. И сменим". Через пару лет Петя так же, как и Ваня, не вспомнил про это свое желание. То же самое повторилось с Сашей. Ему я уже разложил все по полочкам. И то, что у каждого есть свой род, своя семья. И про то, что его биологические папа и мама останутся таковыми навсегда. Просто ему повезло: у всех по две пары родителей - кровных и крестных, а у него аж три пары - еще и приемные. И главное - не фамилия, а чтобы в жизни были значимые взрослые, которые любят и заботятся. А вообще, что бы ни делали приемные родители и какими бы они ни были хорошими, ребенок навсегда останется частью своего рода, той семьи, из которой его когда-то забрало государство. И это нормально и правильно!
|
Как-то одна ну совсем молодая учительница написала в дневник нашему приемному чаду Ване такое замечание: "Ваш сын бегал по школе и порвал тетрадь одноклассника. Примите меры!" Ну вот, скажите мне, какие меры мы должны были принять? Ведь делая такое замечание, наверняка учительница ждет чего-то от Вани и его родителей.
Так что же мы должны были сделать? Если бы педагог вместе с замечанием передала порванную тетрадь, мы бы ее склеили. Если бы предложила компенсировать пострадавшему материальные издержки и передать новую тетрадку, мы бы и это выполнили. Но никакого конкретного руководства к действию предложено не было. Замечание есть, а пути исправления не видно! Проблема есть, а ее решение покрыто мраком таинственности. Поэтому выход оставался один...
И дневник сына украсился моей записью: "Ваш ученик бегал по дому и порвал газету своего папы. Примите меры". Ваню я попросил показать дневник учительнице, да так, чтобы она расписалась под замечанием…
На следующий день в школе между учителями прошло бурное обсуждение по поводу того, как реагировать. Однако выводы были сделаны правильные: писать по делу или не писать вообще…
"Лучше б я остался там", - сказал нам как-то Ваня. Ване просто не нравилось выполнять свои семейные обязанности. Про свои права Ваня был осведомлен преотлично. А то, что жизнь в большой семье строится не только из его "хочушек", ему никто так и не объяснил. Наши рассказы разбивались о Ванины "нехочушки", которые и вылились, в конце концов, в эту запретную фразу.
- Не вопрос, - сказал я ему, открыв его шкаф, доставая и складывая в сумку вещи, с которыми он приехал.
Тема "в детском доме было счастье" в нашей семье всегда была негласно табуирована. Такая фраза означала только одно: ты перешел черту. Многое прощалось: лень, обман, курение, травка, выпивка, воровство, поджоги, разбитые машины и много чего еще. Но не эта фраза, которая означала предательство. Крайнее и бесповоротное. Мы понимали, что, если не пресечь эту манипуляцию здесь и сейчас, Ваня будет манипулировать всеми и всегда. Мы оказались перед тяжелым выбором.
Я попросил Ваню переодеться в его, детдомовские вещи. Они были китайским китаем и сильно отличались от того, во что мы одевали детей. Мне было больно. Ване было больно. Но мы должны были пройти этот непростой путь - отказа не только от детдомовского прошлого, но и от попытки манипулирования им. И в чем его взяли, в том же и повез его обратно в детский дом.
По дороге мы много беседовали про жизнь. Естественно, на середине дороги повернули обратно и поехали домой.
Дома все долго обжевывали эту историю. И больше тема "в детском доме было лучше" у нас дома не звучала. И не потому, что боялись, а потому что в детском доме не было лучше, а еще потому, что манипуляции у нас не проходят.
|
Ваню, нашего приемного сына, в детстве не баловали. Его биологические родители не баловали. Конфет не покупали. И он, естественно, больше всего в жизни любил сладости и тянул их отовсюду. Складывалось все это под его подушкой на втором этаже двухъярусной кровати. Как вы понимаете, там же, на кровати, лежала и гора фантиков. Постоянная. Похожая на отвал с какой-нибудь шахты.
С чадом говорить на тему фантиков было абсолютно бесполезно. Пробовали. Не доходит. И мы с супругой нашли экстравагантный вариант донесения нашей мысли о неприемлемости принятия сонных ванн в фантиковых купелях. 5 кило конфет, равномерным слоем нанесенных на поверхность всей простыни и накрытых покрывалом, должны были сделать свое дело.
Ваня обалдел! Он был потрясен!..
С тех пор все стало на свои места.
Вообще мы так и стараемся поступать. Три раза объясняем и, если после третьего вербального раза не дошло, переходим к разговору действиями. Ну а тут - полет фантазии.
Подготовил Эд Бакканский.
- Папа, представляешь, встретила я кошку - так у нее глаза злее, чем у тебя, когда ты ругаешься...
Надо же, подумалось мне, какие в природе бывают злые кошки.
Часто такой вопрос задают приемные родители. В воровстве всегда виноваты и родители тоже - они создают возможности для воровства детьми денег и прочих материальных ценностей. Если приемный родитель говорит, что дети у него никогда не воровали, то это говорит или о безграничном воровском таланте детей, или о космической глупой наивности родителей. Это для нас, взрослых, воровство - это плохо. У детей не так. Часто благодаря воровству они и выжили. Продукты, стыренные в магазине или на рынке, или у соседей, дали возможность этим детям дожить до счастливого времени вмешательства государственной машины в их жизнь. А кто не мог/не умел воровать, те благополучно оставили этот мир. Естественный отбор, как говорится.
Так как же жить без воровства в семье?
1. Не воспринимать это как конец света.
2. Поставить дома сейф.
И все у вас будет хорошо!
И все-таки наша школа не воспитывает творчество. Дали детям домашнее задание: написать басню. Ребенок написал. По ходу использовал слово: "дряпнул", которое учительница назвала новым и доселе неизвестным.
Так если новое, то похвали! Все слова были когда-то новыми и их кто-то выдумывал. Мне, например, доставляет особое удовольствие выдумывать новые слова. Даже начал работу над соответствующим своим словариком. А тут нельзя! То бишь ребенок должен научиться только воспроизведению, но никак не созданию нового.