Десять экспертов, вооружившись самой современной аппаратурой, несколько недель провели в подвалах Лувра, изучая карандашный набросок, известный под названием "Мона Ванна" (Monna Vanna). Прежде он хранился недалеко от Парижа, в коллекции Музея Конде во дворце Шантийи. Считалось, что автор рисунка обнаженной женщины - какой-то другой художник, не Леонардо да Винчи. Однако выяснилось: он! По крайней мере часть наброска сделал именно этот мастер эпохи Возрождения.
Почему часть? Потому что штрихи в некоторых местах, например, в верхней части портрета, выполнены правшой. А Леонардо да Винчи был левшой.
Экспертиза показала, что карандашный набросок был выполнен до 1503 года. То есть появился перед "Моной Лизой" - картиной маслом. И, скорее всего, стал эскизом к ней.
Куратор экспертной группы Матье Делдик подчеркнул в интервью французской газете Figaro, что размеры полотен с изображениями Моны Ванны и Моны Лизы одинаковые. Сами женщины похожи - одно лицо, как говорится. А их руки просто идентичны. Но главное - улыбки. И одетая женщина, и голая улыбаются одинаково загадочно. Что дополняет сходство. Интересно, зачем мастер обнажил "натуру"? Эксперты на этот вопрос не ответили. И даже ничего не предположили. Однако возможно, что Леонардо изначально планировал изобразить Мону голой по пояс, считая, что так будет красивее. Сделал набросок, показал его заказчику, а тот засомневался. Ведь по самой распространенной и правдоподобной гипотезе заказывал портрет зажиточный купец - торговец шелком по имени Франческо дель Джокондо. Хотел, чтобы Леонардо да Винчи изобразил его жену Лизу Джерардини дель Джокондо. И, смутившись, вполне мог отвергнуть столь откровенный вариант - с обнаженной грудью. Или вообще мог поругаться с мастером. Мол, что вы себе позволяете?
|
Некоторые все же сомневаются, что Мона Ванна - это Мона Лиза. Да, похожи. Но та, которая раздета, выглядит какой-то мускулистой. То есть слегка мужеподобной, несмотря на молочные железы. Эта несуразность воодушевила успокоившихся было сторонников альтернативной версии. Они считают, что Лиза Джерардини дель Джокондо вообще тут ни при чем, равно как и ее муж-купец. Якобы художнику на самом деле позировал его любимый ученик - мужчина. Отсюда и столь странная улыбка, таящая секрет их реальных взаимоотношений.
В свое время на столь изощренной версии настаивал профессор Сильвано Винчети, глава итальянского Национального комитета по культурному наследию. Сам он укрепился в ней после того, как обнаружил в библиотеке французского города Нанта написанную зеркально рукопись Леонардо. А в ней - указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что ученый и сделал, получив разрешение у французов.
В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу обнаружил букву S. Что, по мнению профессора, означает Салаи (Salai) - "дьяволенок". А именно так часто называли того самого ученика, а потом и натурщика Джани Джакомо Капротти да Орено, который поступил в подмастерья к Леонардо в возрасте 10 лет. Самому мастеру тогда исполнилось 38. Салаи был очень хорош собой. Да Винчи писал с него "Иоанна Крестителя", лицо которого похоже на лицо Моны Лизы. А лицо и фигура Моны Ванны - и подавно.
Вывод энтузиастов: автор картины и наброска - Леонардо да Винчи. Как минимум оба творения вышли из его мастерской. Но на обоих - один и тот же человек. Но не Мона Лиза, а Джани Джакомо.
Разгадать загадку можно было бы, воссоздав лик Лизы Джерардини дель Джокондо. Этого очень хотел профессор Винчети, который руководил раскопками в заброшенном женском монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Там, судя по обнаруженным документам, и была похоронена Лиза в 1542 году. Ученые в итоге выкопали ее скелет. Но он оказался без головы. Как говорится, тайна канула в Лету.
С другой стороны, кто знает, какой на самом деле была мадам Джокондо. Вдруг именно такой, как на карандашном наброске, - чуть мужеподобной. Может быть, сам Леонардо да Винчи решил чуть подправить оригинал. Или супруг попросил. И на легендарной картине появилась женщина с более округлыми формами.
|