30 октября в Голосеевском мужском монастыре проходит литургия, посвященная почитаемой верующими монахине матушке Алипии, в память ее 29-й годовщины упокоения. Как прогнозируют в Центре информации Украинской Православной Церкви, ждут до ста тысяч человек.
В 2016 году монастырь в день памяти матушки Алипии посетили около 130 тысяч верующих.
Началась литургия в 8:00 утра, после будет отслужена панихида, а потом – традиционная праздничная трапеза для паломников.
"Матушка Алипия продолжила духовные подвиги Голосеевских старцев. Несла подвиг юродства ради Христа, денно и нощно молилась, принимала людей, лечила душу и тело", - рассказал владыка Исаакий.
По словам священника, ожидается выход новой книги, в которой собраны свидетельства людей, в жизни которых произошли чудеса после молитв матушки Алипии.
Голосеевская старица монахиня Алипия родилась 3 (16) марта 1905 года в селе Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии в мордовской семье Тихона и Вассы Авдеевых.
Неизвестно, где матушка получила образование: в гимназии или в начальной, возможно, даже церковно-приходской школе.
Октябрьский переворот 1917 года стал переломным: отряд красноармейцев ворвался в дом Авдеевых и расправился с хозяевами. Девочка чудом осталась жива, она в это время была у соседки. Вернувшись домой, нашла расстрелянных родителей. Сироту приютил у себя родственник, но вскоре солдаты Буденного забрали ее с собой. Сурового Семена тронули слезы девочки, и он ее отпустил.
Репрессии верующих в 1930-х годах не миновали и ее. Алипию арестовали и посадили в тюрьму.
Она испытала все ужасы тюремного заключения: многочасовые допросы, постоянное ожидание смерти. Затем ее перевели в камеру смертников. Когда там осталось только трое узников, батюшка совершил по ним панихиду. Но сказал, что матушка останется в живых. Так и произошло.
После освобождения матушка в течение 11 дней шла к ближайшему селу.
Вновь началась скитальческая жизнь, которая осложнялась тем, что у нее не было документов и прописки, что в советское время влекло за собой уголовное наказание.
Вполне вероятно, что именно в это время она начала подвиг юродства ради Христа. С окружающими матушка говорила неправильным, несколько "ломанным" языком, во время разговора неожиданно переходила с русского языка на мордовский и наоборот.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов попала в плен к фашистам и некоторое время провела в концлагере. Но ей удалось сбежать. Одинокую странницу свои могли принять за немецкую шпионку, а немцы – за партизанку. Поэтому матушка поселилась в деревне Капитановка Киевской области, где ее приютила многодетная семья.
Потом начались первые чудеса.
Во время войны в Чернигов вернули мощи святителя Феодосия Черниговского, которые вывезли из города во время гонений на церковь. Узнав об этом, она пешком отправилась в Чернигов - поклониться святыне. Ночевала под открытым небом, в селах не останавливалась. Поклонившись мощам, попросилась на ночлег к старосте храма. Тот ответил отказом и ушел, а матушка пошла за ним. У калитки дома старосту встретила заплаканная жена, которая сказала, что угорела их дочь. Отец бросился в дом. Попросилась войти и матушка. Ее пустили. Старица поднялась на печь, достала флягу со святой водой, которую она называла "живая", и окропила ею голову, лобик и рот девочки, после чего влила немного воды в рот. Ребенок пришел в себя, а матушка незаметно удалилась.
Еще одно чудо, рассказ о котором сохранился до нашего времени, старица совершила в Белоруссии в послевоенное время. Она спасла от голода семью, которая все средства вложила в то, чтобы выкормить свинью и затем ее продать. Но когда животное привезли на рынок, оказалось, что оно вот-вот околеет. Матушка, услышав крики и рыдания, подошла к несчастным хозяевам и дала свинье дегтя. Животное ожило, а матушка поспешила уйти. Когда же ее догнали и стали спрашивать, что она дала свинье, старица смиренно ответила, что ее приняли за другого, что истинный врач уже ушел.
Впоследствии матушка лечила людей собственноручно приготовленной мазью, в составе которой не было никаких лекарственных компонентов, и вся сила заключалась только в силе молитв подвижницы.
Духовным отцом матушки стал наместник Киево-Печерской Лавры. Он же постриг ее в монашество с именем Алипия - в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского, и благословил на новый подвиг - столпничество. Место для столпа было выбрано необычное – в дупле огромной липы, которая росла возле колодца преподобного Феодосия Печерского. В дупле можно было стоять, только полусогнувшись.
Подвиг столпничества матушка совершала в течение трех лет, до 1954 года. Потом жила у старца схимонаха Дамиана. Ночевала в братском корпусе под лестницей. В Киево-Печерской Лавре матушка провела около 15 лет.
Затем матушка Алипия жила то у одних, то у других хозяев, ночевала в подвалах и не приспособленных для жилья помещениях. Со временем матушка сняла комнату в частном доме на Голосеевской улице и стала принимать людей, которые потянулись к благодатной старице за советом и с просьбами о молитвах, о помощи, об исцелении.
Матушка Алипия стала продолжательницей духовного делания Голосеевских старцев. Посетителей старица принимала до захода солнца, а после захода двери ее келии закрывались и почти всегда не открывались до утра.
30 октября 1988 года матушка Алипия умерла. В настоящее время ее мощи находятся в гробнице в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери, именуемой "Живоносный Источник", где ежедневно совершаются панихиды об упокоении души блаженной старицы.