Немецкий писатель и журналист Питер Келер раскрывает секреты мастерских обманов от каменного века до наших дней в своей книге "ФЕЙК. Забавнейшие фальсификации в искусстве, науке, литературе и истории". Фрагменты из нее публикуем с разрешения издательства "Кучково поле".
Примерно каждые восемь минут и до 200 раз в день, как установили в высшей степени правдивые ученые, человек лжет. Фальшивые картины в художественных галереях, инсценированные репортажи в телеэфире, обманы в интернете, плагиат в литературе, музыке и науке, поддельные документы... Список огромен и уходит корнями в Античность и даже еще большую древность.
С момента обнаружения города Помпеи, находившегося до этого более чем полтора тысячелетия под слоем вулканического пепла, фальшивки еще больше перемешались с подлинными находками. Бюст Юлия Цезаря, приобретенный Британским музеем в Лондоне в 1818 году, более чем через 100 лет был выбракован как подделка XVIII столетия.
Даже самое знаменитое античное произведение искусства оказалось фальшивкой: речь идет о кормящей волчице, символе Рима. Статуя Лупы с двумя тянущимися к ее соскам мальчиками Ромулом и Ремом была отлита не 2500 лет назад, а в Средние века. Хищник не имеет следов пайки на голове и ногах и отливался целиком, хотя античные мастера такого сделать не могли. Правда, предполагается, что некогда существовал и оригинал: он находился в Константинополе и был расплавлен в 1204 году. Согласно этой теории реплика была создана еще в XIII столетии по заказу римских патрициев. Она оказалась настолько удачной, что до 2011 года, когда обнаружилась правда, бесчисленные ученые расхваливали совершенную античную красоту.
В 2000 году шумиху вызвала мумия, обнаруженная в пакистанском городе Кветта около границы с Ираном и, по-видимому, предполагавшаяся к продаже на черном рынке. Мумия была изготовлена египетским способом и лежала в каменном саркофаге, который, в свою очередь, находился еще в одном богато украшенном деревянном саркофаге, надпись персидской клинописью на котором гласила: "Я дочь великого царя Ксеркса. Я Родогуна".
Это была первая находка изготовленной в египетской технике мумии за пределами долины Нила. Но восторг специалистов быстро сменился скептицизмом: оказалось, у мумии не хватает сердца, а это не соответствовало древнеегипетским обычаям. Также по-персидски царевну должны были называть Вадугана, а не Родогуна, так как последнее имя - лишь поздний греческий перевод эллинистического времени. На каменном саркофаге были обнаружены подготовительные рисунки, выполненные карандашом. После выявления у мумии перелома шейного отдела позвоночника и проведения радиоуглеродного анализа стало ясно: предполагаемая персидская царевна умерла не 2500 лет, а не более шести лет назад. Кем была эта женщина, стала ли она жертвой преступления или ее труп похитили с одного из кладбищ, до сих пор остается загадкой, как неизвестны и мастера, изготовившие мумию.
Большие надежды связывались с американским врачом Уильямом Т. Саммерлином из нью-йоркского Онкологического центра имени Слоуна-Кеттеринга, когда в 1973 году он объявил, что пересадил кожу черной мыши белой и она не была отторгнута, хотя он не вводил никаких средств для подавления иммунной системы. Сенсационную трансплантацию не смогли повторить другие врачи. Если бы только, как сам Саммерлин, не взяли фломастер и не покрасили белую мышь в черный цвет. Мошенничество раскрылось, когда сомневавшийся лаборант стер краску спиртом.
Гарвард является одним из самых престижных университетов мира. Осенью 2014 года он также возглавил список источников фальсификаций. Сначала поймали астронома Джона Ковача, который распространил новость о Большом взрыве. Якобы он уловил сигналы первой секунды после Большого взрыва и доказал существование предсказанных Эйнштейном гравитационных волн. Никто до него не подходил так близко к таинственному моменту рождения Вселенной. Эксперты уже заговорили о Нобелевской премии для ученого, однако восторг сменился покачиванием головой, когда Ковачу пришлось признать, что его сенсационные показания также можно объяснить пылью на измерительных приборах.
|
25 апреля 1983 года журнал Stern объявил на пресс-конференции, что найдены дневники Адольфа Гитлера. (Журнал купил их за 9,3 млн немецких марок, это примерно 3,7 млн долларов. - Ред.). Номер от 28 апреля начинался с выдержек из дневников. Тираж издания вырос с 400 000 до 2,2 млн экземпляров, а его цена повысилась на 50 пфеннигов - до 3,5 марки. Однако уже 6 мая Stern был вынужден признать, что попался на подделку. Мировая сенсация стала провалом.
При этом некоторые эксперты сочли дневники подлинными, ведь материал для сравнения, который им предоставили, был выполнен той же рукой Конрада Куяу, художника и профессионального фальсификатора. Он исписал гитлеровскими излияниями 62 тетради. Эффект старой бумаги был искусственно создан при помощи чая...
Миф о дневниках был придуман Конрадом Куяу, чтобы продать написанный уже в 1975 году первый дневник Гитлера коллекционеру военной атрибутики и промышленнику Фрицу Штифелю. Штифель знал репортера журнала Stern Герда Хайдемана, который испытывал некоторую ностальгию по нацистскому прошлому и в 1972 году купил яхту Германа Геринга за 160 000 марок. Штифель связал Хайдемана с Конрадом Куяу, торговавшим как реальным, так и поддельным нацистским хламом. Обремененному большими долгами Хайдеману просто суждено было попасться на удочку мошенника и затеять выгодное дело с журналом Stern.
"История Третьего рейха должна быть частично переписана", - опрометчиво заявлял главный редактор журнала в номере от 28 апреля 1983 года... В итоге он подал в отставку. Тираж упал, а план по выходу на международный рынок провалился: три миллиона марок, которые предложил владелец Sunday Times Руперт Мердок за права на английское издание, улетучились. Фальсификатор Куяу попал в тюрьму на четыре года и шесть месяцев, тогда как Хайдеману за мошенничество присудили на два месяца больше, потому что он, по-видимому, присвоил 4,4 миллиона марок из гонорара Куяу.
После освобождения Хайдеман жил на социальное пособие, тогда как Куяу открыл мастерскую. Здесь он продавал "работы Пикассо" как "оригинальные подделки Конрада Куяу", которые на самом деле его жена дешево покупала в Китае (то есть они были подделками дважды).
Привидения существуют не только в английских замках - они встречаются также в политической и культурной жизни. Американец Алан Смити является чрезвычайно продуктивным режиссером. С конца 1960-х годов он снял бесчисленное количество фильмов, в том числе "Безумство духов", "История О. Дж. Симпсона" и "Птицы 2...". Он работал на телевидении, где под его руководством было создано несколько эпизодов "Шоу Косби" и пилотный эпизод сериала "Секретный агент Макгайвер". Кроме того, этот мастер на все руки работал сценаристом, художником, редактором, киномехаником и, между прочим, даже сочинял стихи на немецком языке для берлинской газеты Tageszeitung.
Секрет успеха Алана Смити кроется в том, что его не существует: речь идет о псевдониме, выдуманном гильдией режиссеров Америки - американским профсоюзом режиссеров. Впервые он был использован в 1969 году для фильма "Смерть стрелка", так как его режиссеры Дон Сигел и Роберт Тоттен не захотели видеть свои имена в титрах. Деннис Хоппер (для фильма "Отступник", 1990), Кифер Сазерленд (для фильма "Ищите женщину", 1999) и Дэвид Линч (для телеверсии своего фильма "Дюна", 1984) также пользовались этим псевдонимом, когда были не согласны с вмешательством кино- или телекомпании.
В 1998 году на экраны вышел фильм "Гори, Голливуд, гори", который должен был пародировать американскую киноиндустрию, но он потерпел полный провал. Режиссер фильма Артур Хиллер предполагал возможные убытки и мудро воздержался называть свое имя. Вместо этого он назвался Аланом Смити.