Христос всегда выступал против насилия. Даже в тех случаях, когда оно было оправдано, Христос был против. Вспомним Гефсиманский сад. Несколько десятков вооруженных людей пришли, чтобы схватить Господа. Защита в этом случае вполне допустима. И апостол Петр своим мечом отрезает ухо одному из пришедших. Но Христос сначала приказывает спрятать меч - "возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут". А потом укоряет Петра: "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Мф. 26, 52-53).
Именно эти слова очень ясно говорят нам об отношении Христа к насилию. Первое - тот, кто взял меч, от меча и погибнет. Второе - Господь мог бы решить проблему мирового зла одним словом, но не делает этого. Это важно помнить всем - и христианам, и тем, кто себя христианином не считает.
Все дело в том, что при помощи насилия зло победить не удастся. Просто потому, что само насилие - всегда зло. Конечно, многие вспомнят русского философа Ильина, который довольно аргументированно доказывал, что в определенных ситуациях противление злу силой вполне оправдано и допустимо. Например, когда в мой дом приходит разбойник. Как в этом случае поступать? А если он хочет уничтожить моих родных, то как мне быть?
В этом случае надо помнить, что мы выбираем не между злом и добром, а между злом и злом. То есть если он убьет моих родных, то это, несомненно, огромное зло. А если я его свяжу, то это зло меньшее. И вопрос вовсе не в том, что надо всегда выбирать между двух зол. Ведь на самом деле ситуаций, описанных выше, в нашей жизни может и не быть. Нет, выбирать надо всегда сторону добра.
К этому выбору ведет фактически весь жизненный путь каждого человека. Проснувшись утром и умываясь, мы уже можем сделать тот выбор, который повлияет не только на нас, но и на других людей. Отказавшись от зла, от принятия поспешных и необдуманных решений, мы существенно улучшим жизнь общества, в котором живем. Не надо пробовать решать проблему самым простым способом - при помощи меча. Меч ее не решит, а только спрячет поглубже и потом обратится против нас. Слово Христа всегда справедливо. Вспомним, сколько погибло от меча тех, кто его взял.
Поэтому Церковь всегда стояла за торжество правды и добра. Всегда была против насилия. Потому что только путь диалога может привести к правильным выводам. Монолог обычно заканчивается войной…