Древних египетских папирусов сохранилось немало. По идее они должны были бы изобиловать упоминаниями египетских пирамид - величественных сооружений, возвышающихся на плато Гиза. Но по какой-то загадочной причине не изобилуют. Точнее, такие долгое время вообще не попадались! Может быть, поэтому до сих пор не ясно, какие именно технологии применяли древние строители. Особенно самой большой из них - пирамиды Хеопса. Или Великой пирамиды, как ее еще называют.
Археологам несказанно повезло лишь в 2013 году. В пещере, расположенной рядом с руинами порта Вади-аль-Джараф на Красном море - крупнейшего в Древнем мире, специалисты из Египта и Франции обнаружили припрятанные кем-то папирусы, которые оказались самыми старыми из когда-либо найденных.
Записи, которые состояли из множества фрагментов, склеили и расшифровали. Выяснилось: иероглифы в них - это дневник. Его вел некто Марет, который был эдаким прорабом, курировавшим часть работ по возведению пирамиды Хеопса.
Под началом Марета находились 40 элитных рабочих. Он подробно описывал то, чем они были заняты, и раскрыл как минимум одну из тайн, связанных со строительством.
Пирамида была облицована известковыми блоками весом примерно
2,5 тонны каждый. Вырубали их на другом берегу Нила в карьерах Туру, расположенных примерно в 12 километрах. Гранитные блоки, куда более тяжелые, добывали еще дальше - почти за тысячу километров от плато Гиза. Но как их доставляли к месту строительства?
"Прораб" рассказывает: блоки возили по воде на лодках. Известковые клали по одному, транспортировка занимала 2 - 3 дня. Для гранитных блоков связывали несколько лодок - устраивали нечто вроде плота.
И самое главное: по утверждению Марета, лодки подходили к самому основанию строящейся пирамиды. Для этого к ней были прорыты каналы. О чем одни ученые давно твердили сами по себе, но другие не сильно верили.
И вот недавно словам "прораба" нашлось подтверждение. Известный американский археолог-египтолог Марк Ленер обнаружил один из подземных каналов, по которому к пирамиде подавали воду.
Своим дневником Марет опроверг весьма популярную гипотезу о том, что блоки не вырубали где-то в отдалении, а отливали в опалубку прямо на месте укладки. То есть изготавливали из некоего древнеегипетского бетона. Нет, иероглифами записано: вырубали.
К сожалению, "прораб" так и не раскрыл главного секрета - как вырубленные известковые и гранитные блоки укладывали в пирамиду. Как их втаскивали на ту или иную высоту? Возможно, ответы найдутся в каких-нибудь других дневниках. Ведь тот, который вел Марет, относится ко времени завершения строительства - по сути, к отделочным работам. И кто знает, вдруг "прораб" просто не счел нужным останавливаться на способе подъема уже уложенных блоков. Или не стал писать о том, за что не отвечал.
Пирамиду Хеопса - она же Хуфу - строили примерно 20 лет. Построили между 2560 и 2540 годами до нашей эры, высотой 146 метров (сейчас 139 - осыпалась).
Объем пирамиды приблизительно 2 521 000 кубических метров. Площадь основания - 53 000 квадратных метров. Вес - 6 400 000 тонн.
Конструкция сложена из 2,3 миллиона каменных блоков.
Пирамида Хеопса причислена к чудесам света. Она единственная из семи чудес сохранилась до нашего времени.
Архитектором Великой пирамиды считается Хемуин, визирь и племянник Хеопса, который носил титул "Управляющий всеми стройками фараона".
Прораб Марет сообщает, что надзирал за строительством визирь Анкхаф - сводный брат Хеопса, у которого был титул "Главный для всех работ фараона".
|
Загадка строительства египетских пирамид никого особенно не волновала 2000 лет. Первым озадачился греческий историк Геродот, который побывал в Египте в 450 году до нашей эры. Потом он уверял, что египтяне поднимали каменные блоки с одной ступени на другую посредством деревянных домкратов, напоминающих колыбели.
Прав был Геродот или нет, неизвестно, но с него началось выдвижение всевозможных гипотез. Автор самой оригинальной - профессор аэронавтики Калифорнийского технологического института Морин Клеммонс. Она предположила, что египтяне использовали силу ветра - поднимали тяжести с помощью воздушных змеев.
Воздушная идея пришла в голову профессора после того, как она увидела странный рисунок на одном из древних папирусов. Там были изображены люди - они держали в руках нечто, очень похожее на веревки, которые через подобие системы блоков тянулись к огромной птице, парившей в небе. Морин подумала: а что если "птица" - не птица, а воздушный змей?
Женщина проверила свою догадку на практике. Сначала при помощи змеев, купленных в магазине, она подняла трехметровое бревно, а потом и 180-килограммовый обелиск. Воодушевившись, профессор обратилась на факультеты аэронавтики нескольких университетов за помощью для продолжения исследований.
Откликнулся ученый иранского происхождения Мортез Гариб. Со своими коллегами он задумал установить 4,5-метровый каменный обелиск в вертикальное положение, не пользуясь при этом ничем, кроме ветра. По расчетам выходило, что для подъема 3,5-тонной колонны совсем необязательно ждать сильного ветра: с задачей можно справиться, даже если подует легкий бриз. Энтузиасты использовали прямоугольный нейлоновый парус площадью 40 квадратных метров, а ключевую роль отвели системе блоков, которые должны были приумножать прилагаемое усилие. Воздушный змей легко оторвал камень от земли.
|
|
|
|