Грех не вспомнить, что 4 октября - славный юбилей: 60 лет назад в косомс запущен первый искусственный спутник Земли "Спутник-1".
С того самого дня и началась космическая эра человечества. С этим никто не спорит. Однако некоторые мистики утверждают: внешний вид отправленного на орбиту аппарата был предопределен несколькими веками раньше - возможно, не без божественного вмешательства. Свидетельство тому - алтарная картина кисти итальянского художника Вентуры Салимбени. Называется произведение "Прославление таинства Евхаристии". Написана картина в 1595 году. Находится в церкви Святого Лаврентия в небольшом итальянском городке Монтальчино, расположенном в 110 километрах к югу от Флоренции.
В верхней части изображения - Святая Троица - Отец, Сын и парящий над ними Святой Дух в виде голубя. Взгляните, призывают мистики, на темный, отливающий металлическим блеском шар в центре композиции. Вылитый "Спутник-1" с торчащими из него антеннами! За них держатся Бог-Отец (справа) и Сын его Иисус Христос.
Сразу же возникли две гипотезы. Первая: Бог позволил художнику заглянуть в будущее. Живописец увидел советский "Спутник-1", впечатлился и изобразил его несколькими веками раньше.
Вторая: телепатическое послание с изображением "Спутника-1" Бог направил и художнику, и конструкторам космического аппарата параллельно. От этого объект на картине XVI века и тот, что появился в 1957 году, стали столь похожими.
Идеалистические представления испортили скептики. Они уверены, что шар на картине никакой не спутник, а так называемая сфера Мира (Sphaera Mundi), она же сфера Вселенной. Живописец изобразил ее в том виде, в каком тогда представляли мироздание - согласно популярному одноименному трактату, написанному неким Джоном Галифаксом еще в XIII веке. Трактат повествовал о явлениях, происходящих в результате суточного вращения сферы Вселенной.
Штыри, которые выглядят антеннами, - это скипетры, символы власти Отца и Сына над Вселенной. Поэтому неудивительно, что они в ее сферу и упираются. А если присмотреться к странным огням на шаре, то можно увидеть, что они - Солнце и Луна.
Казалось бы, скептики напрочь лишили картину какой-либо двусмысленности. Но мистики нашли чем крыть. Подметили, что лишь Вентура Салимбени пририсовал к "Сфере Мунди" антенны, ну или скипетры, которые сделали ее похожей на космический аппарат ХХ века. На всех других средневековых полотнах из сферы ничего не торчит. Может, и в самом деле было художнику видение советского спутника?
Да и сама идея сделать космический аппарат в виде "Сферы Мунди" довольно символична для первого в мире искусственного спутника Земли. Вдруг и советским конструкторам однажды пришло озарение свыше?
|
Первый искусственный спутник Земли, он же ИСЗ, имевший обозначение ПС-1 (Простейший спутник-1) был запущен 4 октября 1957 года. Сгорел в атмосфере 4 января 1958 года, успев сделать 1440 витков вокруг Земли. Максимальное удаление от поверхности составило 947 километров, минимальное - 228. Период обращения - 96 минут 12 секунд.
Спутник имел диаметр в 58 сантиметров, весил 83 килограмма 600 граммов. Состоял из двух полых полусфер, скрепленных 36 болтами. Имел две антенны - по два уса каждая - длиной 2,5 и 2,9 метра.
Радиопередающее устройство "Спутника" работало три недели на частотах 20 и 40 МГц. Сигналы принимали радиолюбители по всему миру.
Цели полета - проверка расчетов и основных технических решений, принятых для запуска, ионосферные исследования прохождения радиоволн, излучаемых передатчиками спутника, экспериментальное определение плотности верхних слоев атмосферы по торможению спутника, исследование условий работы аппаратуры.
Работу по созданию ПС-1 возглавлял Сергей Королев. Ракета со спутником, созданная на базе баллистической ракеты Р-7, была запущена с 5-го исследовательского полигона Министерства обороны СССР Тюра-Там, который потом получил название Байконур.