Церковь имеет свою природу, свою структуру. С одной стороны, она - Божественный организм, с другой - человеческий. Поэтому и называют святые отцы Ее Церковью Небесной и Церковью земной.
Человеку верующему важно понимать, что только в единстве этих двух сторон - Божественной и человеческой - может быть реализована спасительная миссия Церкви.
Нельзя думать, что раз Церковь основал Господь Иисус Христос и в ней присутствует Дух Святой, человек в ней - это только сухой статист.
Вместе с тем неправильно считать, что человек в Церкви может все, а любая проблема решается большинством голосов.
В Церкви в полном объеме действует принцип, который можно свести к тезису "спроси у могил". Это означает, что прежде чем принимать то или иное решение, Церковь всегда оглядывается на тех, кто жил раньше - как они восприняли бы это решение? В этом ее мудрость. Потому что она заботится не только о настоящем, но учитывает прошлое и думает о будущем.
Все каноническое право, с его земной, внешней стороны, можно было бы основать на этом принципе "спроси у могил". Но есть же еще и сторона Божественная, внутренняя.
Здесь в силу вступает другой закон - "время сотворити Господеви". Эти слова диакон произносит перед началом каждой литургии. Обращается он при этом к священнику. Их можно перевести как "пришло время, когда мы начинаем служить Богу". А можно и как "пришло время, когда начинает работать (творить) Сам Господь". В этом вся суть: человек - это сотрудник Божий. Каноны (законы) принимаются людьми, но дает их Сам Господь.
Поэтому они не только регламентируют внутреннюю жизнь Церкви, как Конституция регламентирует внутреннюю жизнь государства, но и дают внешний ориентир для церковных людей.
Да, кто-то скажет, что определенные каноны уже устарели, а другие - никто не исполняет. Но Церковь их не выбрасывает, а бережет. Потому что "устаревшие" каноны были актуальны вчера и могут стать актуальными завтра. А тот факт, что некоторые законы не исполняются, не отменяет Конституцию государства.
Если привести такую аналогию, то можно сказать, что Христос - это центр, сердце Церкви, Евангелие - позвоночник, Таинства - кровь, а каноны - ребра. Они, как известно, защищают сердце от внешних вредителей.
Так же, как каноны защищают нашу Церковь.