Изначально человек был сотворен как существо, которое нуждается в общении. Но в древности круг общения каждого человека был строго ограничен десятками, а в лучшем случае - сотнями человек.
Однако сегодня ситуация изменилась. Только на Фейсбуке у нас с вами может быть 5000 друзей и практически неограниченное количество подписчиков. Цифровые технологии и развитие современной цивилизации дают нам возможность связаться или пообщаться, по большому счету, с сотнями тысяч и даже миллионами людей. Можно говорить, что именно сегодня человек стал в полной мере существом социальным.
Но, с другой стороны, цифровые технологии вносят определенную смуту в сердца многих из нас, а нередко причиняют и прямой вред. Человек из существа социального постепенно превращается в существо цифровое.
Почти все, что окружает нас, регулируется невидимыми и безличностными исполнителями команд. Банковская система, сфера экономики и рыночных отношений, массмедиа, а также водопровод, электричество и общественный транспорт - все это компьютеризировано.
Интересно, что против такой "цифровой зависимости" верующие не выступают. Потому что определенная степень возмущения появляется тогда, когда "цифра" вторгается в личное пространство и задевает имя человека и его свободу.
Разбираться во всех богословских тонкостях такого отношения к цифровым носителям со стороны верующих мы не будем. Важно только отметить, что смысл во всем этом есть и к нему стоит прислушаться. Хотя бы потому, что наше общество называет себя демократическим.
С другой стороны, надо сказать, что мы, христиане, не боимся контроля, который может осуществляться через биометрический паспорт или иной электронный документ. Мы боимся только Бога. Но в то же время мы не хотим, чтобы наши поступки диктовались не собственным произволением, а электронной необходимостью.
При этом наша Церковь неоднократно заявляла, что любой документ, каковой бы ни была его природа, не удаляет нас от Христа и не приближает к Нему. Это могут сделать только наша вера и наши дела.
Поэтому, когда мы говорим об электронных документах, надо всегда помнить, что Церковь никогда огульно не выступала против технологий. Нет, ее задача состоит в другом - предупредить об опасности, сказать человеку: "Будь осторожен, потому что диавол ходит, как лев рыкающий, и ищет, кого поглотить".