Летом дети, как правило, находятся под присмотром взрослых. И главная опасность в каникулы чаще всего - растолстеть на бабушкиных пирожках. Но наступило первое сентября, и школьникам пришлось один на один сталкиваться с внешним миром, который далеко не всегда для них безопасен.
Как подготовить себя и ребенка к конфликтным и тревожным ситуациям, которые могут случиться в школе и вне ее стен?
Это самая распространенная стрессовая ситуация, на которую родители реагируют крайне болезненно. Но если ребенок вернулся из школы с фингалом - не стоит нестись устраивать разборки с родителями обидчика. И уж тем более нельзя хватать за грудки самого "бойца". Если возникли сомнения, что ваш ребенок сам в состоянии справиться с проблемой, и есть убеждение, что надо самому вмешаться в дело, позвоните классному руководителю! Узнать, что случилось, вести все переговоры с другой стороной следует именно через педагога.
- Даже если ЧП случилось на перемене или на пришкольной территории, то в школе должны быть дежурный учитель и завуч по воспитательной работе - должностное лицо, которое за этим следит, - объясняет адвокат Олег Павлович.
Если травмы посерьезнее, чем пара синяков, или если драки приобретают систематический характер - надо подключать тяжелую артиллерию в виде директора и управляющего совета. Именно совет может принять решение и отчислить хулигана.
В случае переломов, сотрясений и тому подобных травм родители пострадавшего ребенка могут подать в суд на семью обидчика и на школу.
Как только ученик выходит за территорию школы, он предоставлен сам себе. Случиться может всякое, но водить школьника за ручку все 11 лет - не вариант. Конкретного возраста, с которого ребенка можно отправлять на уроки в одиночку, нет - все зависит от того, насколько он самостоятелен и где находится школа. Если на пути от дома до занятий нет крупных магистралей, а дорога занимает 5 - 10 минут, то уже со второго полугодия первоклассник может добираться самостоятельно.
Не повредит купить ребенку мобильный телефон и договориться о регулярных звонках или СМС. А у операторов связи можно подключить отдельную функцию, которая показывает на карте, где находится сейчас детский телефон.
О возможности договориться с соседкой на предмет провожать и встречать ребенка, я думаю, вы и сами догадались.
Самое неприятное, когда ребенок становится объектом травли со стороны одноклассников. Для этого необязательно нужны логичные причины - ребенка могут травить просто за то, что он не похож на других, не так одевается или слушает не ту музыку.
За помощью надо обращаться к классному руководителю и к школьному психологу. Они проведут встречи и поговорят отдельно с учениками и с их семьями, потому что проблема может быть не в том, кого травят, а в самих заводилах.
По большому счету главное, что могут сделать родители пострадавшего ребенка, - поддержать его, встать на его сторону и помочь проанализировать ситуацию. Стоит ли менять при этом школу?
- Первая реакция - забрать ребенка из этого дурдома - не всегда самая правильная, - уверен детский психолог Михаил Зотов. - Многие родители думают, что если отношения не сложились, то можно просто перевести ребенка в другую школу и начать все с чистого листа. Но если ребенок не научится решать конфликты, то где гарантия, что это не повторится уже в новой школе? Я знаю случаи, когда ученики меняли по три-четыре школы, и везде было одно и то же. Поэтому сперва надо идти в школу и выяснять, что случилось и почему. И обратиться к школьному психологу, если нужно.
Разбил окно или сломал что-то из школьного имущества - замдиректора по хозяйству сам к вам придет и назовет сумму ущерба. Придется компенсировать.
Сломал ногу или повредил себе что-либо - учителя должны вызвать врача и тут же сообщить родителю. Дальше действуем, как в пункте про школьные драки.
У него украли вещь - обратиться к классному руководителю, тот поговорит с учениками и постарается найти виновных.
У него разбили телефон - выяснить, как на самом деле все случилось. Если это сделали хулиганы, предложить их родителям компенсировать цену гаджета.
Сам разбил или украл что-то - объяснить, почему так делать нельзя, чтобы ребенок подошел к пострадавшему, извинился и возместил ущерб.
Эти группы в социальных сетях подбивали подростков на совершение самоубийства.
Отследить тревожные симптомы может быть нелегко! Какие-то рисунки, цифры и хэштеги - не показатель. В связи с популярностью этой темы многие из них используются для рекламы. Да и подростковая мода быстротечна: сегодня все рисуют синих китов, а завтра цитируют известных поэтов, и поди тут разберись, что к чему.
Поэтому важно обратить внимание на косвенные симптомы - совершенно необязательно это признак "групп смерти", но точно знак того, что с ребенком не все в порядке:
Неохотно идет в школу и старается увильнуть от нее под любым предлогом.
Часто выглядит подавленным или, наоборот, возбужденным.
Потерял аппетит, нарушает привычный режим сна.
Часто плачет без очевидных причин.
Не говорит про одноклассников, не рассказывает о своей школьной жизни.
Одинок, его никто не приглашает в гости и на дни рождения, и он не зовет никого к себе.
Заметили какие-то из этих симптомов - постарайтесь аккуратно выяснить, что тревожит ребенка. Может быть, для беспокойства и нет причин. Но лучше все же обратиться хотя бы к школьному психологу.
Что делать, если ребенку лень учиться.
Самые распространенные проблемы у младших школьников мы попросили прокомментировать доктора биологических наук Марьяну Безруких.
Не любит читать
- Скорее всего, ребенок вовсе не "не хочет", а не может. У многих детей из-за особенностей восприятия, внимания, памяти навык чтения просто не формируется к 6 - 8 годам. Что делать? Брать небольшие тексты. Использовать так называемое дуэтное чтение - по очереди с ребенком читать небольшие отрывки. Главное - не ругать, не наказывать, не заставлять, а пытаться заинтересовать.
Не может сосредоточиться
- Это возрастная особенность детей 6 - 8 лет. Время направленного внимания в этом возрасте составляет 5 - 15 минут. Во второй половине дня, после 17 - 18 часов, это время сокращается. Любые отрицательные эмоции, выяснение отношений или ругань не помогут: еще сложнее будет сосредоточиться. Помогут: доброжелательная атмосфера, спокойствие взрослых, отсутствие спешки и четкий режим дня. Помните, любому ребенку необходимо настроиться на работу. Кто-то будет раскладывать тетради, кто-то - долго собирать карандаши или по три раза выходить на кухню "попить". В первое время нужно помочь найти два-три "ритуальных" действия, а не одергивать и торопить. Заставить быть внимательным невозможно, а создать условия и научить - вполне.
Отлынивает от домашней работы
- Ребенок учится выполнять домашку постепенно, начиная с очень коротких и простых задачек. Не случайно в первом классе не должно быть домашних заданий. Важно, повторюсь, чтобы было определенное место, ритуал подготовки, позитивный настрой. Сначала нужно разобрать задание, все объяснить, дать возможность спокойно что-то сделать, научить спрашивать то, что непонятно. Не сердиться и не ругать ребенка, если приходится повторять все несколько раз.
Выполнение заданий в вечернее время не имеет смысла. Как правило, все заканчивается недовольством взрослых и слезами ребенка. А после нескольких подобных ситуаций принуждение сесть за уроки будет вызывать активное сопротивление. Родителям, если есть такие проблемы, рекомендую почитать мою книгу "Трудности обучения в начальной школе".
Тяжело встает по утрам
- Ребенок начальной школы должен спать не менее 10 часов; быть на воздухе - 2 - 2,5 часа и иметь хотя бы 1 час свободного времени. Если недосыпает, перегружен, живет в ситуации постоянного эмоционального напряжения, он не успевает восстановиться и с трудом просыпается. Разгрузите его! Постоянный стресс отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье.
Если вы видите, что ребенок устал, очень напряжен, жалуется на головную боль, боль в животе, стал плаксивым, тревожным, стоит сделать перерыв, но не на один день, а дня на три. Не криминал - когда-то не пойти в школу, но с условием - выполнить все задания! Конечно, многое зависит и от отношений с ребенком, и от общей ситуации в семье. Помните, щадящее отношение к детям всегда лучше, чем насилие.