Загрузить еще

Cовременные миллиардеры отказываются от демонстрации роскоши

Cовременные миллиардеры отказываются от демонстрации роскоши
Фото: Яхта Dilbar - самая большая в мире. Где бы она ни появилась, все сразу знают: приплыл Алишер Усманов! Фото: Global Look Press

В лихие 90-е годы "нового русского" легко было узнать по пудовой золотой цепи на шее и малиновому пиджаку. Можно сколько угодно упрекать нуворишей в отсутствии вкуса, но с научной точки зрения они вели себя исключительно грамотно. Потому что такая модель поведения идеально укладывается в теорию демонстративного потребления, которую выдвинул американский социолог Торстейн Веблен.

Она гласит, что такого рода показуха, с одной стороны, необходима состоятельным гражданам для того, чтобы подчеркнуть свою социальную значимость и статус в обществе. А с другой стороны, это опознавательный сигнал "я свой!" для различения себе подобных в толпе. 

Но эпоха малиновых пиджаков завершилась. 

И это произошло вовсе не потому, что пионеры нашего капитализма стремительно окультурились. Дело в том, что златые цепи и пиджаки оказались крайне ненадежными индикаторами благосостояния. Модные бренды и украшения легко подделать. А вот приобрести самую большую в мире 156-метровую яхту Dilbar (такая есть у Алишера Усманова) мало кому по плечу. Так же, как купить футбольный клуб.

Однако американский социолог из Университета Южной Калифорнии Элизабет Каррид-Халкетт считает, что такой лобовой способ демонстрации своего богатства и влияния постепенно уходит в прошлое. Трясти перед публикой соболями, бриллиантами и частными самолетами уже не модно.

Часы Гейтса за 10 долларов 

Билл Гейтс - самый богатый человек планеты. А часы у него - дешевые. Зачем ему лишние понты с таким-то состоянием. Фото: JEFF CHRISTENSEN/MICROSOFT 

Олицетворением нового типа потребления среди представителей элиты является, например, самый богатый человек на планете - основатель "Майкрософт" Билл Гейтс (состояние $89,8 млрд.). На его запястье красуются дешевые часы Casio стоимостью 10 долларов. При этом он заявил, что не оставит наследства троим своим детям, а все состояние потратит на благотворительность. Другим "неправильным" миллиардером можно назвать создателя Фейсбука Марка Цукерберга. Он появляется на публике исключительно в футболке и потертых джинсах, сам водит скромный (по меркам человека, входящего в первую пятерку "Форбс") Volkswagen Golf.

Скромные серые футболки Цукерберга создали новый тренд: все амбициозные молодые люди носят такие же. Фото: Global Look Press

Впрочем, свои далеко идущие выводы профессор Каррид-Халкетт делает, основываясь вовсе не на жизне­описании людей, заработавших свои миллиарды на компьютерном буме. Социолог обработала огромное количество статистических данных о потреблении людей, обладающих сверхдоходами. К ним исследовательница отнесла 1 процент американцев, которые зарабатывают более 394 тысяч долларов в год. Раньше о людях, принадлежавших к этой категории, говорили: "Он родился с серебряной ложкой во рту". Однако выяснилось, что вовсе не они являются главными покупателями столового серебра. Чаще всего такие покупки делают представители так называемого верхнего среднего класса, чьи доходы находятся в диапазоне между 114 000 и 394 000 долларов в год (таковых набирается уже 10 процентов). Именно они - лидеры по части приобретения таких атрибутов роскоши, как новые внедорожники, спорткары и гигантские холодильники размером с Биг-Бэн.

Раньше аристократа можно было различить и по одежке. Но демократизация индустрии моды привела к тому, что в сетевых магазинах за 30 долларов можно приобрести стильные вещи, которые будут выглядеть, как одежда для подиумов за $3000.

Образование в Гарварде не подделаешь

- Многое изменилось с того времени, как Торстейн Веблен в начале XX века выдвинул свою теорию "праздного класса", - считает Элизабет Каррид-Халкетт. - Экономический рост привел к появлению довольно многочисленного среднего класса. Этой прослойке, пусть и в кредит, но стали доступны вещи, которые раньше были по карману только богачам. И верхний средний класс с помощью демонстративного потребления хочет присоединиться к сливкам общества. Но что делать этому одному проценту сверхбогатых? Им пришлось усложнить систему сигналов о своем социальном статусе. Они хотят произвести впечатление более тонким способом, чем просто хвастовство.

Что же теперь признак роскоши, если не сумочка Louis Vuitton на плече или крошечная чихуахуа на поводке? Профессор Каррид-Халкетт утверждает, что представители "золотой когорты" вкладываются в две вещи: образование и досуг. По сравнению с верхним средним классом они в три раза больше тратят на частные начальные и средние школы. Их расходы на репетиторов для подготовки детей к поступлению в элитные университеты также в три раза выше. А еще они в три раза больше тратят на дом­работниц, садовников, нянь и прямые авиа­билеты первого класса без пересадки. Все это позволяет им сэкономить собственное время.

Украинская элита тоже перенимает новую систему сигналов, дети людей, носивших в 90-е толстые золотые цепи, в нулевые годы уезжают в элитные школы Англии и начинают говорить на хорошем английском. Во времена первоначального накопления капитала расстояние на социальной лестнице, разделяющее человека с золотой цепью и без нее, пре­одолевалось в считаные дни: свалились на тебя шальные деньги - завтра у тебя на шее цепь. А вот барьер между теми, кто учился в Англии, и теми, кто окончил ПТУ, уже невозможно преодолеть на дистанции одного поколения.

Поддержать утонченную беседу о винах

На смену демонстративному потреблению приходит роскошь, основанная на опыте. Современный аристократ в скромной футболке не только великолепно образован и говорит на нескольких языках - он разбирается в хороших винах. И способен поддержать разговор об особенностях экзотических курортов, на которые вы никогда не попадете...

Это значит, что, несмотря на стирание внешних различий, между богатыми и бедными углубляется культурная пропасть. По мнению Элизабет Каррид-Халкетт, сегодняшнее недемонстративное потребление - более пагубная форма статусных расходов. Поскольку это не просто хвастовство, а способ защитить исключительность своего социального положения.

С другой стороны, отказ от внешних атрибутов аристократичности - более приемлемый вариант с точки зрения общественного согласия. Ведь старая модель демонстрации богатства через обладание предметами роскоши подчеркивала разрыв в доходах между людьми. А это, по сути, прямой призыв к революции. Другое дело, когда превосходство демонстрируется в области образования и эрудиции. Тогда богатство приобретает легитимность в глазах людей с улицы: создается впечатление, что человек приобрел капитал благодаря своему уму, а не умению урвать кусок бюджетных денег.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Билл Гейтс завел себе "Инстаграм"

Основатель корпорации "Майкрософт" и самый богатый человек в мире Билл Гейтс завел аккаунт в соцсети "Инстаграм". Первые снимки он выложил 12 августа. На фото он находится в Танзании, где пообедал со школьниками и врачами, работающими в тяжелых условиях этой страны.

Новости по теме: Билл Гейтс Марк Цукерберг