19 августа христиане отмечают Яблочный Спас и Преображение Господне. Этот праздник следует после Медового Спаса и означает, что уже закончилось лето и пора собирать урожай.
По народному обычаю, до Спаса не ели яблок. В этот день в церкви несли святить цветы и мак, веря, что обсыпки освященным маком препятствуют ходить в хлев ведьмам, а домой - ходячим покойникам.
В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преобразование и благодатное состояние, что человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
После посвящения цветы и головки мака клали за иконами, где они хранились до весны. Весной этот мак рассеивают по огороду, а сухие цветы на Благовещение вплетали в косы, "чтобы не выпадали из головы волосы". Также в этот Спас поминают умерших.
Праздничным блюдом на Спас были печеные яблоки. Верхушку с хвостик отрезали, вынимали середину с семенами, клали туда мед или сахар и запекали в печи. Готовят пироги и штрудели с яблочной начинкой. Едят их с компотом или грушивником - киселем из свежих груш.
Несмотря на то, что Яблочный спас попадает на строгий Успенский пост, в праздник Преображения Господнего разрешаются рыба и вино.
Преображение Господне на горе Фавор
Это описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус пророчески произнёс: "...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9:31).
Увидев это, пораженный и испуганный Пётр сказал: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии" (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5) " Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".