Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Видимо, по такому принципу запуск новой дорожной полиции, намеченный ранее на сентябрь, решили осуществить в начале лета. Как сообщил первый замглавы Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий, с 12 июня на патрулирование автомагистралей выведены первые 70 полицейских. Будут работать 20 мобильных патрулей и 8 стационарных постов.
Чем отличается новая дорожная полиция от ликвидированной Госавтоиспекции, в МВД говорить не хотят. О ГАИ даже вспоминать не советуют, как о "том, кого называть нельзя".
- Аналогию невозможно провести, - утверждает спикер Департамента патрульной полиции Виктор Шеверда. – Это совершенно новая концепция.
Попробуем разобраться сами. По словам замглавы патрульной полиции Алексея Белошицкого, "дорожники" патрульные не станут устраивать засады на водителей и выскакивать из-за кустов. 90% рабочего времени экипажи будут проводить в движении, то есть, колесить по дороге туда и обратно, что должно дисциплинировать участников дорожного движения. Это положительный момент.
Из не очень положительных – новые дорожные патрульные не проходят какую-то отдельную подготовку. Как рассказал "КП" в Украине" Виктор Шеверда, первопроходцы были отобраны из обычных патрульных и прошли такую же программу обучения, как и все остальные украинские копы. Единственные отличия от "уличных" полицейских в том, что "дорожные" не будут заниматься уголовщиной, бытовыми разборками, домушниками. Их обязанность - следить за порядком на дороге, то есть, заниматься административными нарушениями .
- Хорошо, что первый шаг сделан, - считает эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев. – после ликвидации ГАИ и создания новой полиции межгородские магистрали остались фактически без присмотра, а именно на них происходит львиная доля крупных ДТП. Плохо, что мы опять совершаем старую ошибку – бежим впереди паровоза. Дорожная полиция – это условное название, в действующих законах такого понятия нет, не прописаны отдельные правила и полномочия.
О том, что дорожная полиция не является самостоятельным подразделением, говорят и в МВД. Хотя в прошлом году, когда поднимался вопрос о создании такой правоохранительной структуры, шла речь о внесении изменений в действующие законы о полиции. Но Раду, видимо, решили не тревожить, чтобы быстрее подстегнуть реформы.
- Главный недостаток в том, что дорожные патрульные смогут наблюдать за нарушителями ПДД на больших магистралях только визуально, - отмечает Владимир Караваев. – На этом их полномочия заканчиваются. При наполняемости наших магистралей и их протяженности не навести порядок до тех пор, пока не будет принят закон, позволяющий полиции применять приборы, измеряющие скорость. Сейчас же они не могут использовать даже те, которые остались от ГАИ. А превышение скоростного режима – это главное нарушение, которое допускают водители.
В МВД обещают оборудовать машины полицейских приборами, фиксирующими скорость, но – в будущем. А с этого надо было бы начинать, считает Владимир Караваев. Эксперт отмечает, что помимо основных законов, существует порядка восьми десятков подзаконных актов и директив.
- Часть из них осталась от ГАИ и это хорошие механизмы, от которых нельзя отказываться. Их следует изучать, но я сомневаюсь, что такие знания предусмотрены типовой программой подготовки полицейских - говорит Владимир Караваев. – Мы предлагали свою помощь в ликбезе, говорили, что организуем курс лекций. Но отклика пока не увидели.
Адвокат Вадим Володарский, который специализируется на ДТП, выражает надежду, что от старой ГАИ новую дорожную полицию будет отличать отсутствие жадности.
- Взятки с водителей берут и сейчас, но это далеко не тот масштаб, что был раньше, - подчеркивает эксперт. – Есть надежда, что положительная тенденция сохранится. А эффективность работы дорожной полиции может показать только время. Хорошо, что хоть сейчас признали: патрульный полицейский, особенно в больших городах, не может разорваться на все – охрану общественного порядка и порядок на дорогах. Это было очевидно с самого начала.
Эксперт так же делает ударение на специальной подготовке дорожных стражей порядка. Сейчас ряд протоколов по ДТП, которые составляют полицейские, не выдерживают никакой критики с юридической точки зрения. Из-за неграмотного оформления бумаг суды вынуждены закрывать дела.
Согласно официальной информации, сейчас новые дорожные патрульные курсируют по трассам Киев – Харьков, Киев – Зборов, Луцк – Ковель и Ягодин – Сарны. Какие еще трассы покроют в ближайшем будущем, пока не говорится, но ранее в МВД обещали, что дорожная полиция охватит вниманием все крупные магистрали и дороги в больших городах. В планах был набор более 2000 человек.
Дорожные патрульные имеют право пользоваться тем же набором спецсредств, что и обычные. Это табельные пистолеты, резиновые дубинки, газовые баллончики, наручники. Экипажи будут ездить с включенными проблесковыми маячками, как и в городе. Вместо полосатых жезлов используются "леденцы" - светоотражающие диски на палочке. Разрешено использование полицейской сирены и громкоговорителей для остановки нарушителей.