7 ноября
Загрузить еще

Почему бунтуют владельцы машин на еврономерах

Почему бунтуют владельцы машин на еврономерах
Фото: Фото: Олег Терещенко

Отношение к автомобилям с номерами Евросоюза у простых украинцев разное. Одни презрительно называют такие машины "автохлам" на бляхах (так в Польше, откуда к нам везут множество машин, называют автономера), другие наоборот, говорят, что такие люди молодцы, смогли за копейки купить машину в Европе и не заплатили за ее растаможку, мол, все равно деньги из бюджета украдут.

Политики тоже не отстают. Одни предлагают их узаконить, другие – взимать дополнительный сбор, чтобы наполнить бюджет. На этой неделе вокруг таких автомобилей снова шли политические баталии.

Две основные схемы

Подавляющее большинство автомобилей с европейской регистрацией завозится в Украину по двум схемам.

Первая подходит для жителей приграничных областей и заключается в том, что человек покупает в Украине или за границей нерастаможенный автомобиль. Оформляется он на покупателя, и чтобы его не "растамаживать", нужно каждые пять дней пересекать границу через одну и ту же таможню. Либо каждые 10 дней, если авто въезжает через один пункт пропуска, а выезжает через другой.

При этом, если машина сломалась, попала в ДТП, или водитель заболел, нужно подать на таможню заявление и соответствующие справки (из полиции, с СТО, из больницы), которые объяснят отсрочку пересечения границы. Правда, недавно таможня начала отказывать людям, которые показывают такие документы, что стало причиной недовольства.

Вторая схема подходит для всех остальных водителей, которые живут далеко от границ и не имеют возможности часто пересекать пункты пропуска. Выглядит это так: регистрируется фиктивная иностранная компания, на которую и оформляется автомобиль, а водителю выдается документ, что он якобы работает в этой иностранной компании. В этом случае, согласно Стамбульской Конвенции, машина попадает под категорию коммерческого транспорта, а ее ввоз на территорию другого государства возможен сроком до года без уплаты таможенных платежей. По прошествии года, вы можете снова пересечь границу и заехать в Украину еще на год.

Как говорят знающие люди, сейчас владельцы таких машин могут даже физически не выезжать из Украины. Мол, таможенники тоже люди, входят в их положение и за небольшую благодарность (по слухам, от 100 до 250 долларов), вносят данные в базу и делают соответствующие отметки в документах. Сами мы это не проверяли, но не удивимся, если все так и работает.

Плюсы первой схемы очевидны – машина ваша, и в случае необходимости, вы можете ее законно растаможить и зарегистрировать на украинских номерах. Из минусов – раз в десять дней нужно сделать круг через два пограничных пункта пропуска соседнего государства. Вторая схема опаснее – машина формально вам не принадлежит, и в любой момент иностранная фирма может потребовать ее вернуть. С другой стороны, водитель  такой машины не должен регулярно ездить через границу.

Сколько экономят?

Читатель, далекий от украинского  авторынка, может спросить: а зачем весь этот сыр-бор с иностранными автомобилями? Не проще ли купить машину в Украине? Отвечаем: проще, конечно, но не дешевле. А там где можно сэкономить, всегда найдутся те, кто попытается найти лазейку в законодательстве.

Начнем с цен в Европе и у нас. В ЕС действительно можно купить 10-15 летнюю иномарку за 1,5-2 тысячи евро. Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Украины Олег Назаренко называет три причины желания европейцев избавляться от старых авто.

- Во-первых, при высокой зарплате в стране высокая зарплата и на СТО, и, соответственно, высокая стоимость обслуживания и ремонта, - говорит Назаренко. – В- вторых, старое авто содержать невыгодно, потому что с его "возрастом" растет и экологический налог. Ну и в-третьих, чем старше авто, тем больше сумма оплаты за страховку и платные дороги. Происходит это, если транспортное средство не соответствует нормам Евро-5 и Евро-6.

Как рассказал нам читатель из Германии, в этой стране довольно сложно пройти обязательный техосмотр. Точнее, его сложно пройти на старой машине. При неисправных узлах их не ремонтируют, а меняют целиком. Да и разборок, где можно купить запчасти б/у, в стране нет. Вот и выходит, что иногда проще продать машину за пару тысяч евро, чтобы она уехала в другую страну, чем вкладывать деньги в морально устаревшую модель.

Теперь представьте, что человек хочет официально завезти такой автомобиль в Украину. Сейчас в стране действует возможность льготной растаможки иномарок. Для примера возьмем  народный автомобиль – VW Golf 2010-го года выпуска с бензиновым двигателем 1,4 л. В Европе это авто стоит в среднем 4500 евро. Для того, чтобы сделать его "украинским" ,придется заплатить 1700 евро.

Еще один важный момент – с 1 января 2016 года в Украине действует экологическая норма "Евро-5". Автомобили, которые не подпадают под эти нормы, запрещено ввозить в страну. Чтобы не вдаваться в подробности, скажем, что почти все машины, которые были выпущены до 2009-2010 года, под эту норму не попадают. То есть, законно завезти в Украину машину старше 8 лет не получится.

Аргументы сторон

Государственным чиновникам, естественно, не нравится, что кто-то не платит налоги. В Украине, по разным оценкам, уже около миллиона автомобилей на еврономерах. Умножьте эту цифру на 1700 евро неуплаченных налоговых сборов, и получите около 50 миллиардов гривен, которые не собрало государство, а значит, их сэкономили украинцы. Кому во властных кабинетах может понравится такое безобразие?

Так, например, президент Украины Петр Порошенко на днях посетил приграничный город Ягодин и заявил о намерении ликвидировать схемы ввоза в Украину нерастаможенных авто на иностранной регистрации и эксплуатации их на территории нашей страны.

- В будущем от этой практики будут отказываться. Не будет такого, не будут никому "подмазывать". Почему одни должны платить акцизы и сборы, а другие – нет? – заявил Петр Порошенко.

То есть, мысль об отмене акцизов и сборов для всех без исключения у руководителя государства не возникла. Скорее всего, после этого он дал распоряжение правительству разработать механизмы по борьбе с "еврономерами". Потому как уже на следующий день премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Кабмин присоединится к законодательному процессу по этому вопросу.

Как говорят автоимпортеры, правила игры должны быть одинаковыми для всех. Если разрешить завозить импортный сэконд-хенд без уплаты налогов и сборов, то точно такие правила должны действовать и для новых автомобилей, которые продаются в Украине.

А те, кто выступает за дешевую растаможку импортных машин, говорят, что они делают благо для страны. Сейчас за 1-2 тысячи долларов в Украине можно купить 20-летний "Ланос", "Ладу" или "Таврию". Но завезенные ими иномарки намного более безопасны и лучше с экологической точки зрения.

Доля правды в их словах, конечно, есть. Ведь средний возраст автомобиля в Украине составляет около 22 лет. И завозимые сейчас в массовом порядке 10-15-летние иномарки действительно лучше отечественного автохлама.

Владельцы же авто на украинской регистрации часто выступают против завоза дешевых машин из Европы из-за того, что это делает дешевле их б/у машины. В общем, взгляд на одну и ту же проблему у большинства украинцев диаметрально противоположный.

Варианты решения 

Нынешняя ситуация не нравится никому. Одним нужно каждые 5-10 дней пересекать границу, другие покупают машину, но она им формально не принадлежит, а государство хочет получить дополнительные поступления в казну.

При этом владельцы авто на еврономерах поддерживают законопроект №5567, который предусматривает оплату таможенных платежей как бы в рассрочку. Ставки там следующие: за каждый месяц пребывания такого автомобиля в Украине суммы таможенных платежей в 2018 году – 0,3%, в 2019-м году – 0,5% за каждый месяц пребывания машины в Украине. То есть, в 2018-м — 3,6%, 2019-м — 6% от суммы налоговых платежей.

Если этот законопроект будет принят, владельцам автомобилей с иностранными номерами не нужно будет постоянно пересекать границу.

Законопроектом №5567 предлагается:

  1. Срок временного ввоза можно будет продлить (с внесением соответствующей суммы) до 60 суток без пересечений госграницы.
  2. В случае продажи таких автомобилей на территории Украины нужно будет оплатить полноценную "растаможку".
  3. Один человек сможет "временно ввезти" один автомобиль.
  4. Допускается возможность продлевать временный ввоз раз в год.
  5. Законопроект разрешает ввозить такие авто исключительно для личного пользования.

А вот законопроект депутата Максима Бурбака, который предложил брать по 2 евро в день или 342 евро в год с таких машин, лоббистам еврономеров не понравился.

- Несмотря на то, что суммы по этим двум законопроектам предлагается платить похожие, у них отличается принцип действия, - пояснили "КП в Украине" в организации "Авто Евро Сила". – Первый закон решет вопрос собственности машин на еврономерах, а также поможет уравнять в правах резидентов и нерезидентов страны. Второй же предлагает лишь ввести плату за нахождение иностранных машин в Украине. И платить его придется даже автотуристам.

Как бы там ни было, а пока понятно пока лишь одно - проблему нужно решать. Нынешнее положение дел не устраивает ни одну из сторон.

КОМПЕТЕНТНО

Посредники заработали миллиард

- На сайтах фирм-посредников услуги по ввозу такого авто через нерезидента предлагают за 950-1400 евро, - говорит глава ВААИД Олег Назаренко. – Округлим до 1 тысячи евро. Умножьте 1 млн завезенных по этой схеме  машин на 1 тыс евро. Получается 1 миллиард евро налички получили фирмы-посредники и сильные мира сего, крышующие сей "бизнес". Это 27 миллиардов грн прибыли наличными.

Как вы думаете, заинтересованы ли эти сильные мира сего отменить пошлины и акцизы, чтобы люди сами "растаможивали" авто и платили небольшие налоги, хотя бы 1 тыс евро, в бюджет, а не им наличкой? А еще не забывайте, что авто на иностранной регистрации надо регулярно вывозить/ввозить заграницу и проходить там техосмотр, а это снова - обращаться к посредникам и оплатить снова их услуги. Это же Клондайк для этих фирм и силовиков, которые их крышуют!

Фото
Фото
26 Мая 201717:47

Новости по теме: Автомобили Евросоюз