С момента таинственного исчезновения в Индийском океане рейса МН 370 Malaysia Airlines, на борту которого находилось 239 человек, прошло три года. Для обнаружения пропавшего без вести лайнера была организована самая крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция всех времен и народов. Малайзия, Китай и Австралия потратили на нее около 160 миллионов долларов, но корпус лайнера так и не был найден.
И все же ученые считают, что труд не был напрасен. В ходе поисков удалось добыть уникальную научную информацию, которая, возможно, спасет десятки тысяч жизней! Хотя бы потому что новое знание о геологии дна Индийского океана поможет лучше предсказывать катастрофические цунами.
О Марсе знаем больше, чем о морском дне
Волею случая местом, где согласно расчетам надо искать пропавший "Боинг", оказался самый неисследованный участок планеты.
- Это не укладывается в голове, но мы гораздо больше знаем о том, что происходит на поверхности Венеры и Марса, чем о том, что творится на дне нашего Мирового океана, - утверждает австралийский геофизик Ким Пикар, один из соавторов исследования "Геологические открытия, сделанные в ходе поиска рейса МН 370 Malaysia Airlines", которое было опубликовано в научном журнале Eath&Space Science News. - Для сравнения скажу, что мы имеем топографические карты ближайших к нам планет с разрешением, где 1 пиксель равен 100 метрам. Самые заброшенные участки земной суши картографированы с разрешением в 50 метров. Карты же 90 процентов территории океанского дна дают пространственное разрешение около 5 км на пиксель. А поскольку океан занимает 71% площади Земли, то напрашивается вывод: большая часть нашей планеты - это белое пятно.
Но из-за трагедии с малайзийским "Боингом" участок Индийского океана размером с Великобританию был изучен учеными вдоль и поперек. Рельеф дна теперь известен океанологам с точностью до одного метра.
220 вулканов...
По данным Дэна О'Мэлли, представителя австралийского Бюро безопасности на транспорте, в ходе поисков морские геологи обнаружили около 220 подводных вулканов. Высота некоторых из них составляла 1500 метров, а диаметр доходил до 15 километров!
Благодаря этим находкам ученые получили представление о том, какие тектонические и вулканические процессы происходят в этом беспокойном с геологической точки зрения регионе. Напомним, что не так давно - в 2004 году - землетрясение, эпицентр которого располагался неподалеку от Суматры, породило в Индийском океане катастрофическое цунами, его жертвами стали 235 тысяч человек! Данные о рельефе океанского дна, полученные в ходе поисков борта МН 370, показывают, как литосферные плиты наползают друг на друга, накапливая страшную энергию, которая, освобождаясь, порождает землетрясения и цунами.
При этом ученые убедились, что в поисковой зоне продолжается высокая вулканическая активность. В районе одного из подводных грязевых вулканов океанологи потеряли глубоководный гидролокатор. Вулкан превосходил по размерам Везувий (высота последнего 1281 метр), однако, несмотря на это, его вершина находилась на 2 километра ниже, чем уровень океана.
- Научная информация, которую мы получили "благодаря" трагедии "Боинга" Malaysia Airlines, поможет не только предсказывать приближение цунами, - считает геофизик Уолтер Смит из Национального управления океанических и атмосферных исследований США. - Кроме того, мы стали лучше разбираться в океанских течениях и можем прогнозировать изменения климата.
...и затонувшие корабли
Зная рельеф дна, делать глобальные прогнозы климата можно, например, по кораллам. У них, как и у деревьев, есть годовые кольца, по ним можно прочитать всю историю организма и узнать, что в это время происходило на планете. Хорошо известно недавнее исследование канадских геохимиков, которые, изучая двухсотлетние кораллы в Южно-Китайском море, обнаружили четкую взаимосвязь между военными действиями и уровнем ртути в скелетах этих беспозвоночных. Ртуть, содержащаяся во взрывчатых веществах, точно датировала все крупные конфликты в регионе: первую опиумную войну (1839 - 1842), вторую опиумную войну (1856 - 1860) и Вторую мировую... Кораллы, поднятые с глубины 6000 и более метров, смогут рассказать о том, как менялась погода на протяжении тысячелетий. Зная цикличность, нетрудно просчитать, что будет с климатом в ближайшие 100 лет.
Впрочем, в ходе поисковых операций обнаружилась не только пища для научных статей. Были сделаны и драматические находки. Зона поисков совпала с "ревущими сороковыми" - это пространство океана между 40-й и 50-й
широтой, где дуют сильные устойчивые ветра. Здесь пролегал маршрут парусных клиперов, которые использовали мощь ветра, чтобы значительно сократить время на пересечение океана. Но, экономя время, моряки рисковали попасть в жестокий шторм. За несколько веков в этих местах утонули сотни судов. Большинство деревянных кораблей уже никогда не найти, но два погибших судна все же обнаружили в ходе поисков рейса МН 370. Одно из них - небольшая шхуна - относится к XIX веку. А другим оказался грузовой пароход начала ХХ века, длиной 85 метров. Он покоится на глубине более 4000 метров и выглядит почти неповрежденным.
Место последнего пристанища моряков этих злополучных кораблей было неизвестно более 100 лет. Ученые считают, что загадка исчезновения малайзийского "Боинга" все же будет решена гораздо быстрее.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Что нашли за три года поисков?
За это время было обнаружено около 20 обломков, которые эксперты признали частями малайзийского "Боинга". Эти находки дают основание утверждать, что лайнер все-таки разбился, а не приземлился на каком-то таинственном аэродроме (такие версии в изобилии гуляли в СМИ). Но нашли эти обломки не в ходе поисковых работ: просто морские течения спустя много месяцев выбросили детали лайнера на острова и побережье Восточной Африки. Части конструкций были найдены на пляжах Мадагаскара, Мозамбика, Танзании, Маврикия, ЮАР и острова Реюньон, принадлежащего Франции. Эксперты, изучавшие самую крупную деталь - обломок крыла (флаперон), установили, что в момент крушения закрылки не были выпущены, а значит, лайнером, скорее всего, никто не управлял. Кроме того, специалисты не обнаружили на поверхности следов горения, следовательно, версия о пожаре на борту тоже исключается. Сопоставив места, где были найдены обломки, с картой морских течений и запустив в океан точную копию флаперона (его передвижения отслеживали с помощью спутникового маяка), океанологи пришли к выводу, что поисковая операция велась не в том месте. Лайнер, вероятно, упал севернее, и надо прочесывать новую зону поиска площадью 25 тысяч квадратных километров (на сегодня обследована территория в 279 тысяч кв. км).