В Киеве на проспекте Академика Глушкова охраняемое законом мозаичное панно авторства Аллы Горской закрыли вывеской ресторана, написала искусствовед Евгения Моляр в Facebook.
- У ресторана "Вітряк" новый владелец. Теперь это Mill HUB (кончилась эпоха "холлов" и "Плаза", теперь кругом "хабы"). И конечно же, этот новый владелец не знает ни о команде Аллы Горской, ни про единственное в Киеве их панно "Ветер" по мотивам народного искусства и произведений Собачко-Шостак, ни о том, что здание ресторана имеет государственный статус исторического памятник, - написала Моляр.
Ответ ресторана
Mill HUB в ответ написала в Фейсбуке, что во время реконструкции не повредила панно. Компания настаивает, что на момент реконструкции мозаика не имела исторический статус.
- До недавнего времени администрация ресторана не была проинформирована, что мозаика охраняется государством. Учитывая, что роботы по реконструкции фасада проводились в октябре 2016 года, а охранный статус мозаика получила в декабре 2016 года, - сказано в сообщении Mill HUB.
Компания не сказала, что готова изменить свой фасад и открыть мозаику. Лишь призвала неравнодушных людей обсудить, как выходить из ситуации. На это предложение пользователи Фейсбука стали писать такие комментарии:
- Вибачте, що тут обговорювати, ви повинні відкрити мозаїку. І все.
- Есть подозрение, что закон вы таки нарушили. Покажите пожалуйста проектно-разрешительную документацию на внесение изменений в фасад.
Не совсем понятно, что ещё обсуждать, и главное - зачем. Мозаику - открыть в кратчайшие сроки. Нанять дизайнера, с базовым художественным образованием, который не просто "я художник, я так вижу" - а знаком с историей культуры и сумеет подружить культурное наследие и концепцию ресторана. Модерация комментариев - это, конечно, хорошо, но помимо ФБ есть ещё ГуглКарты, Форсквере, куча отзовиков, блогов, и вообще очень широкое информационное пространство.
Да, хорошо что есть хоть какая-то реакция. Да, я понимаю, что могли не знать (это уже вопрос к квалификации дизайнеров, которые должны бы обладать зачатками художественного образования). Да, хорошо, что это обнаружилось.
Но единственная реакция, которую сейчас примет общественность - это открыть мозаику.
За мозаику дерутся давно
В январе 2016 года группа музейных работников обратилась к президенту Петру Порошенко с просьбой немедленно решить вопрос о сохранении мозаики Аллы Горской Бориса Плаксия и Виктора Зарецкого "Ветер" (1967 года) и включении этой работы в Государственный реестр недвижимых памятников.
Деятели культуры обратились к президенту, поскольку ресторан "Витряк" - частная собственность, выставленная на продажу. При этом никаких обязательств по сохранению мозаики частные собственники не имеют.
До осени 2015 года в ресторане "Витряк" находился байкерский клуб Route 66. Владельцы клуба, заявили, что сворачивают свою деятельность в связи с кризисом в Украине и переезжают в Италию.
Художница и диссидент
Алла Горская (1929-1970) – художница, диссидент. Убита при невыясненные обстоятельствах. Официальная версия следствия: ее убил свекор, после чего наложил на себя руки. Неофициальная версия: КГБ ликвидировало Горскую, поскольку она вместе с Лесем Танюком и Василием Симоненко обнародовала факты массовых захоронений в Быковне, которых расстреляло НКВД.
|
В соавторстве с Панасом Заливахой, Людмилой Семыкиной, Галиной Севрук и Галиной Зубченко в 1964 году создала в Киевском университете витраж "Шевченко. Мать". Витраж был признан идеологически враждебным, Горскую исключили из Союза художников, витраж уничтожили.
Горская автор знаменитых художественных произведений: "Автопортрет с сыном" (1960), "Портрет отца" (1960), "Азбука" (1960), "Возле реки" (1962—1963), "Портрет В. Симоненко" (1963). Живопись и графика Аллы Горской экспонируются в Национальных музеях Киева и Львова, в одной из крупнейших в мире коллекций советского нонконформизма Нортона Доджа (Ротгертский университет), музее Берлинской стены Чек поинт Чарли.
Горская входила в группу "шестидесятников". Поддерживала семьи политзаключенных. В апреле 1966 года подала ходатайство на защиту Заливахи. Горская участвовала в процессе Вячеслава Черновола, проходившего 15 сентября 1967 года во Львове, где с группой киевлян заявила протест против незаконного ведения суда.